Россия, оказавшись за перестроечные годы перед иностранными кредиторами в долгах, как в шелках, похоже, начинает делать выводы из прежних ошибок. Об этом свидетельствуют основные параметры программы государственных внешних заимствований на 2003 год, которая была в целом одобрена правительством в минувшую пятницу. Российский Белый дом намерен в следующем году привлечь зарубежные кредиты в объеме 1,8 млрд. долл. Аналогичный показатель 2002 года - 2,4 млрд. долл. Таким образом Россия в будущем году на 25% урежет внешние заимствования, хотя соблазн поправить финансовые проблемы за счет взятых в долг иностранных средств по-прежнему очень велик. Что касается так называемых связанных зарубежных кредитов, то здесь сокращения еще более заметны. Программой на 2003 год установлен "потолок" для данного вида заимствований - 290 млн. долл. Это в 1,2 раза меньше, чем в 2002-м (360 млн.), и почти в 2 раза меньше по сравнению с 2001 годом (550 млн.). Большую часть средств планируется получить от реализации внешнего облигационного займа - в проекте федерального бюджета на 2003 год эти поступления запланированы в объемах, немногим превышающих 1 млрд. долл. Вообще же облигационный проект рассчитан на срок 7-10 лет в зависимости от того, как будет складываться конъюнктура рынка.
У кого будем занимать? В программе, что называется, мелькают "знакомые лица" - МБРР, ЕБРР. В частности, в 2003 году планируется привлечь у МБРР очередной транш финансового займа в размере 40 млн. долл. В целом же с участием МБРР, ЕБРР и Северного инвестиционного банка предполагается осуществить более 40 займов.
Что касается программы внутренних заимствований, то Минфин планирует взять в долг из кошельков соотечественников примерно 170 млрд. руб. Способ извлечения денег старый - продажа гособлигаций. Ценных бумаг для населения будет выпущено в объеме 4 млрд. руб. по номиналу. Однако ставка делается не на них. В 2003 году ведомство Алексея Кудрина намерено разместить: государственных краткосрочных облигаций (ГКО) - на 55 млрд., облигаций федерального займа (ОФЗ) - на 86 млрд., облигаций государственного нерыночного займа (ОГНЗ) - на 15 млрд., государственных сберегательных облигаций (ГСО) - на 10 млрд. руб. Доходность по краткосрочным облигациям должна составить 14-15%, а среднесрочным и долгосрочным - 16-19%. Только по ценным бумагам общий прогнозный объем привлечения средств в 2003 году составит 152,6 млрд. руб.
На что пойдут привлекаемые средства? Внешние заимствования, как говорится в программе, будут использованы на закупку оборудования и услуг для проектов социальной направленности в таких важнейших сферах, как здравоохранение, наука, образование. Часть валюты будет потрачена на реализацию программ, финансирование которых было начато ранее, а завершение планируется на 2004-2005 годы. А вот львиная доля заимствований внутренних - примерно 113 млрд. руб. - пойдет на погашение того же внутреннего долга.
Как уверяют представители Минфина, общие предпосылки для осуществления внешних заимствований сейчас весьма благоприятны для России, которая все больше и больше закрепляет за собой на мировых рынках капитала имидж надежного суверенного заемщика. Действительно, проблемы занять за границей для нашей страны уже не существует. Буквально на днях международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s повысило долгосрочные суверенные рейтинги России по обязательствам в иностранной и местной валюте с уровня "В+" до "ВВ-", то есть с "позитивного" на "стабильный".
Более сложная ситуация с внутренними заимствованиями. Доверие к государственным ценным бумагам у россиян, безнадежно подорванное в 1998 году, до сих пор не восстановлено. Их доходность не столь велика, чтобы можно было рассчитывать на быстрое оживление рынка, и многие специалисты сомневаются в прогнозных оценках Минфина. Правительство, правда, предпринимает робкие попытки восстановить доверие россиян к государственным инструментам внутреннего рынка. Скажем, в 2003-2005 годах предусматривается выплата компенсаций по восстановлению дореформенных сбережений и по товарным обязательствам на облигации целевых беспроцентных займов 1990 года. На это в 2003 году планируется выделить около 20 млрд. руб. Такой мизер не может произвести переворот в общественном сознании. Компании по-прежнему будут предпочитать вкладывать свободные средства в недвижимость, предпринимательские проекты, а не в государственные ценные бумаги. А население вместо облигаций будет приобретать валюту.