Рынок ценных бумаг Соединенных Штатов совершил неожиданный взлет. Рост индексов Dow Jones и Nasdaq составил 6,35 и 4,98% соответственно. Такого бурного подъема американские фондовые биржи не переживали со времен кризиса 1987 года. Однако случившийся рост вряд ли можно охарактеризовать как складывающуюся положительную тенденцию. Во-первых, увеличению индексов в первую очередь способствовали лишь заверения банка JP Morgan Chase в том, что все его финансовые операции, в том числе и с энергетической компанией Enron, законны. Во-вторых, на игроков рынка повлияли сообщения о достигнутом в конгрессе США соглашении о принятии законов для борьбы с корпоративным мошенничеством. По словам экспертов, после этого на рынке началась скупка акций.
Между тем следует заметить, что действие этих двух факторов вряд ли окажется продолжительным. На рынке до сих пор преобладают настороженные настроения, поэтому рост американских индексов может оказаться затишьем перед очередной бурей. В пользу этого говорит тот факт, что сентябрьские фьючерсы на Dow Jones вчера снизились на 0,4%. Кроме того, эксперты отмечают, что инвесторы после вливания денег в американскую экономику начинают сбрасывать ранее купленные акции и переводят их в облигации и национальную валюту.
Вместе со снижением цен фьючерсов произошло падение курса доллара на азиатских торгах, что также подтверждает идею недолговечности роста американского фондового рынка. По отношению к японской валюте "зеленый" скатился до 116,39 иены. А вот борьба доллара и евро продолжается в районе паритета. На азиатских торгах вчера был момент, когда за евро давали 1,006 долл. Правда, ближе к закрытию бирж американская валюта вновь опередила европейскую. В России же доллару не удалось удержать свои позиции. Отношение евро к рублю (31,59) превысило отношение доллара (31,53).
Несмотря на колебания "зеленого", в целом рост американских индексов оказался бальзамом для остальных фондовых рынков мира. Значительно выросли в цене акции азиатских компаний, да и российские "голубые фишки" пошли вверх после обвального перед этим дня, когда снижение наиболее ликвидных ценных бумаг достигало 12%. По словам экспертов, рынок просто не выдержал безостановочного падения основных мировых индексов. Стоит заметить, что российские биржи и так очень долго сопротивлялись всеобщей панике, из-за чего снижение котировок шло достаточно медленно. Но в итоге нервы не выдержали, и началась массовая продажа акций.
Вчера на волне положительной информации о резком взлете американских индексов российский рынок начал свое восхождение. За первые полчаса торгов на РТС рост котировок составил от 2,4 до 8,3%, причем выше всех скакнули акции "Газпрома" и "Сибнефти", которые днем ранее значительнее всех падали в цене. Вместе с тем аналитики предупреждают, что говорить о кардинальном исправлении ситуации на отечественных фондовых рынках еще рано. До сих пор преобладают негативные виляния, под действием которых может произойти очередной обвал российских индексов.
Позитивная информация из Америки не оставила равнодушным и фондовый рынок Европы. Если в среду продолжилось снижение большинства национальных индексов, спровоцированное падением котировок европейских страховых компаний и финансовых фирм, то уже вчера утром первые симптомы оздоровления продемонстрировал немецкий DAX, который перед закрытием торгов успел подрасти на 3,23%.
Вчера же предположения "НГ" о надвигающемся финансовом кризисе подтвердил министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, говорить о его начале еще рано, но первые признаки уже налицо. Так, он отметил сомнительность финансовой прозрачности американских компаний, что влияет на капитализацию рынков и банковскую систему. В то же время вице-премьер заверил, что на российскую экономику ситуация на фондовых рынках не влияет. Зато серьезный удар будет нанесен в случае ухудшения позиций по внешним долгам стран с переходной экономикой. Правда, это, отметил Кудрин, может случиться только в перспективе.
Первые намеки на предстоящий кризис вообще появились как нельзя кстати. Теперь Минфин может легко спихнуть все неудачи за текущий финансовый год, если таковые будут, на неожиданно случившийся кризис.