На этой неделе премьер-министр Михаил Касьянов должен утвердить уточненный прогноз социально-экономического развития страны на 2002 год. А уже в августе будет готов сценарий развития экономики на среднесрочную перспективу. Кардинальных изменений между тем в позиции Министерства экономического развития и торговли, ответственного за подготовку этих документов, не произошло.
За последнее время выходящим из-под пера чиновников Минэкономразвития прогнозам выпадает нелегкая судьба. Сначала президент выразил свое негодование относительно темпов экономического роста, и ведомство Германа Грефа вынуждено было еще раз пересматривать документы. Снова взяться за уже было готовый после многочисленных согласований прогнозный сценарий Минэкономразвитию пришлось после совещания, проведенного премьером Михаилом Касьяновым с олигархами в середине июня. Тогда представители бизнес-сообщества буквально в пух и прах разнесли подготовленные ведомством Грефа прогнозы. Не исключено, что разнос был устроен с благословения самого руководителя правительства, который остался недоволен подготовленным ведомством Грефа материалом. После чего документ пришлось пересматривать уже по второму кругу.
Упреки олигархов на Министерство экономического развития и торговли практически не подействовали. Последнюю корректировку параметров развития экономики можно назвать не иначе как косметической. Как рассказали корреспонденту "НГ" специалисты Минэкономразвития, существенное изменение претерпели лишь прогнозы на этот год. Позиция ведомства Грефа относительно базовых показателей развития отечественной экономики на среднесрочную перспективу осталась практически неизменной. Между тем, как рассказал источник, близкий к руководству МЭРТа, правительство может не согласиться с пересмотренными показателями только в том случае, если отвергнет сам принцип их расчета. А за основу, как и прежде, взяты мировые цены на нефть.
Отказ России от ограничений экспорта нефти дал ведомству Грефа возможность в этом году повысить прогнозы роста нефтяной отрасли, а вслед - изменить планируемые темпы роста ВВП в текущем году с 3,5 до 3,7%.
Нефтяная отрасль играет первоочередную роль в пересмотре МЭРТом собственных прогнозов. А значит, по-прежнему экспорт сырья, а не продукции обрабатывающей промышленности продолжает доминировать в структуре российской экономики. Именно на обрабатывающей промышленности в ближайшие годы скажется снижение темпов роста инвестиций. Этот показатель на 2002 год был наиболее существенно скорректирован специалистами Минэкономразвития. Вместо ожидаемых 6% инвестиции увеличатся всего на 4,5%.
Эксперты уверены, что среди причин замедления притока капитала - барьеры структурного и институционального характера. Как полагают аналитики Центра развития под руководством Сергея Алексашенко, потребности добывающего сектора инвестициями на краткосрочную перспективу уже удовлетворены. Однако замкнутость финансово-промышленной группы и неразвитость фондового рынка мешают перетоку капитала в обрабатывающие отрасли. По мнению экспертов центра, рост инвестиций в этом году вряд ли превысит 3,5-4%.
В Министерстве экономического развития и торговли между тем не теряют надежды на увеличение темпов экономического роста в будущем. Серьезно пересмотрев показатели по инвестициям в основной капитал, в ведомстве Грефа считают, что ВВП страны в 2003 году может увеличиться еще на 1% по сравнению с прежними прогнозами. Напомним, согласно прежним планам МЭРТа в 2003-2005 годах ВВП должен был увеличится на 3,5-4% по пессимистичному сценарию и на 4-4,5% по оптимистичному.
Главные надежды Минэкономразвития по-прежнему возлагает на рост денежных доходов населения. Последующее вложение этих средств, как считают в МЭРТе, в товары прежде всего российского производства может дать экономике необходимый толчок для роста. На резкое увеличение инвестиций в ближайшем будущем в ведомстве Грефа не рассчитывают. Как заявил высокопоставленный чиновник МЭРТа, банковский сектор вряд ли активно начнет кредитовать российскую промышленность. А недоверие со стороны иностранных инвесторов к российской экономике сохраняется по-прежнему. Для изменения условий ведения бизнеса важно не только принять необходимые законы, но и добиться их безусловного выполнения на всех уровнях. По признанию высокопоставленного чиновника Министерства экономического развития и торговли, реализация последней составляющей - задача не из легких.