Завтра правительство обсудит итоги выполнения бюджета за два квартала этого года и определится с планами на год предстоящий. В Министерстве финансов утверждают, что "страна чувствует себя совершенно уверенно по всем основным показателям". Несмотря на оптимизм чиновников Минфина, судя по всему, с финансовыми делами не все так гладко, как хотелось бы.
В первую очередь это касается того самого финансового резерва, которому в 2003 году предстоит послужить базой для выплаты внешнего долга. Похоже, что в период пиковых платежей стране придется искать от 1 до 1,5 млрд. долл. где-то в другом месте. Из более чем 100 млрд. руб. планируемых поступлений в финрезерв до него не дойдет почти треть. Именно столько, как считают в Минфине, не удастся отложить по итогам 2002 года. И это только предварительные оценки. В качестве причин сложившейся ситуации в ведомстве Алексея Кудрина называют недобор налогов. Несмотря на успехи других ведомств, провал со стороны МНС, оцениваемый в 38 млрд. руб., выглядит довольно внушительным.
Потери федерального бюджета и связанное с этим "похудание" финрезерва тесно связаны с увеличением государственного внутреннего долга. И это вызывает некоторые опасения. Вчера высокопоставленный чиновник Минфина заявил, что 1,5 млрд. долл. это не вопрос для нашего бюджета, а восполнить его потери можно за счет правильной долговой политики на внутреннем рынке. Рынок внутреннего долга, как известно, всегда таит опасность для нашей страны, рискуя стать наркотиком для правительства. А кроме того, может оттянуть средства, которые могли бы пойти в качестве инвестиций в промышленность, на выстраивание очередной финансовой пирамиды.
Беда заключается еще и в том, что уже посчитанные потери могут быть не последними. А значит, у государства снова возникнет необходимость пополнить казну за счет увеличения внутреннего долга. Министерство финансов уже фактически признало, что бюджет выполняется по пессимистическому сценарию, поскольку цены на нефть не превышают 23,5 долл. за баррель. Это означает, что "мы живем по графику, который менее благоприятен". Следовательно, в финансовый резерв не поступают необходимые средства. Более того, изменение соотношение курсов доллара и евро в пользу последнего приведет, по очень скромным оценкам правительства, к утяжелению нашего внешнего долга на 350-400 млн. долл. Даже несмотря на то, что в правительстве, как утверждают в Минфине, предпринимают усилия для минимизации потерь, возникшей от разницы в курсах ведущих мировых валют. Добавим, что оценки, высказываемые аналитиками, с правительственными расходятся.
Все эти обстоятельства вызывают беспокойство, которое только усиливается на фоне слишком уж навязчиво выражаемой экономическим блоком правительства уверенности в успехе. Если согласиться с его представителями, то надо признать, что в экономике у нас наступила полная стабильность, экономический рост (правда, небольшой) обеспечен. И инфляция уж в этом году точно не выйдет за установленные правительством рубежи. Уверенность экономического блока правительства настолько велика, что, как считают в Минфине, прогноз развития экономики останется по-прежнему благоприятным, даже если оно само уйдет в отставку.