Сегодняшнее заседание Совета Федерации лишило себя возможной интриги. На протяжении последней недели сенаторы неоднократно намекали на то, что могут отклонить поправки в Налоговый кодекс, которые, по их собственным подсчетам, отбирают из региональных бюджетов более 54 млрд. руб. Произойди такое, и правительство не смогло бы в срок разработать проект бюджета, а некоторые его параметры долгое время оставались бы неопределенными. Однако вчера в верхнюю палату парламента приехал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он и пообещал пойти навстречу готовым вот-вот взбунтоваться сенаторам.
Отмена со следующего года налога на пользователей автодорог не может пройти бесследно для субъектов Федерации. В результате долгих согласований с правительством и Думой были найдены пути возмещения регионам выпадающих доходов. Однако, по мнению сенаторов, потери в сумме почти 187 млрд. руб. им компенсировали не в полной мере. Не помогли ни повышение ставок земельного налога, ни обещание дополнительной финансовой помощи, ни даже передача субъектам Федерации 50% доходов от акциза на бензин. Хотим все 100%, заявили представители регионов. Совфед в лице замруководителя верхней палаты Валерия Горегляда пригрозил кабинету министров отклонить законопроект.
Шантаж правительства со стороны сенаторов дал свои результаты. Кудрин пообещал верхней палате пересмотреть пропорции распределения доходов от бензинового акциза. Региональная составляющая при этом должна увеличиться. На сколько - решит совместная комиссия правительства, Госдумы и Совфеда, возможно, уже летом. Впрочем ожидать, что требования регионов будут полностью удовлетворены, вряд ли стоит. Федеральный Центр упорно не желает целиком возмещать субъектам Федерации отмену дорожного налога: разговоры о неконтролируемом и зачастую нецелевом характере использования этих средств, якобы идущих на строительство дорог, уже набили оскомину в Москве.
С ликвидацией дорожного налога борьба различных уровней власти за дележ налогового пирога не заканчивается. Регионам и муниципалитетам предстоит еще немало побороться за то, чтобы закрепить за собой доходные источники. На очереди - отмена с 2004 года налога с продаж, поступления от которого в размере около 60 млрд. руб. сейчас идут в местные и региональные бюджеты. И это не пройдет для территорий безболезненно. Правительство планирует возместить выпадающие доходы путем изменения системы взимания налогов на недвижимость. Уже до конца этого года кабинет министров должен разработать и внести в Думу главы Налогового кодекса, посвященные сразу трем налогам - на имущество физических, юридических лиц и на землю. Более того, в НК будет предусмотрена альтернативная система перехода к единому налогу на недвижимость, объединяющему все эти фискальные платежи. К примеру, предприятиям в этом случае придется платить один налог вместо прежних двух - на землю и на имущество. Кроме того, из базы налогообложения будут исключены различные затраты, например, касающиеся инвестиционной деятельности предприятий. Прогресс, казалось бы, налицо.
Однако и здесь далеко не все так просто, как хотелось бы. Несмотря на вроде бы более легкую и прозрачную систему взимания будущего налога, никуда не девается извечная проблема определения рыночной стоимости недвижимости, решить которую быстро вряд ли возможно. Между тем ошибки в определении реальной цены могут привести либо к бюджетным потерям территорий, либо к неоправданному завышению ставок налогов. По сути, эти проблемы касаются и уже существующих налогов, к пересмотру системы взимания которых сейчас готовится правительство.
При переходе к единому налогу возникает и другой извечный вопрос в финансовых отношениях между уровнями власти: как делить и делить ли вообще поступления от налога на недвижимость между муниципалитетами и субъектами Федерации. Тем более что уже существующие налоги распределяются между уровнями власти. Муниципалитеты, особенно представители крупных городов, где сосредоточены большие промышленные предприятия, своими доходами с губернаторами делиться не желают. В Минфине считают, что поступления от этого налога должны идти в регионы и там уже распределяться между муниципалитетами. Споры вокруг важных моментов реформирования налогов на недвижимость не спасут регионы и муниципалитеты от возможных бюджетных потерь.