Еще одна неприятная для российских металлургов новость - Канадский трибунал по международной торговле (КТМТ) объявил, что "импортные поставки пяти видов стальной продукции, включая холоднокатаную листовую сталь, наносят ущерб канадским производителям". Такие заявления не делаются просто так, за ними, как правило, следуют защитные меры. Какими они будут, пока неизвестно. До 19 августа КТМТ разработает и представит на утверждение правительству Канады свои предложения. Скорее всего они выльются либо в резкое повышение импортных пошлин, либо в установление жестких квот на поставки определенных видов металлопродукции. Как отмечают аналитики, канадские власти всерьез встревожены тем, что после введения США в марте нынешнего года 30-процентных тарифов на определенные виды импортной металлопродукции "стальной поток" устремился на канадские рынки, что и создало напряженную ситуацию. И, судя по всему, Оттава без колебаний пойдет на введение защитных мер. Тем более что делать это ей приходится не впервые. К примеру, канадское правительство ввело в 1997 г. антидемпинговые пошлины на российскую толстолистовую сталь, из-за чего ее поставки в Страну кленового листа к 2001 г. сократились почти на треть. Однако Оттава не остановилась на достигнутом и 5 марта 2001 г. ввела временные антидемпинговые санкции в отношении импортированной из России оцинкованной стали и изделий из нее. Кстати, происходило это по той же схеме - КТМТ изучает ситуацию, вырабатывает предложения, а правительство их утверждает. Жесткость этих санкций буквально потрясла российских поставщиков, так как была установлена антидемпинговая пошлина в размере 68,1% экспортной стоимости товара (для сравнения: обычная таможенная пошлина в Канаде составляет 7-8%). И хотя эти пошлины носили временный характер и уже в июле 2001 г. были отменены, российские экспортеры понесли огромный ущерб.
Новый поворот событий показывает, что премьер-министр Михаил Касьянов в ходе прошлогоднего визита в Оттаву так и не смог убедить канадское руководство в необходимости расширения торгового сотрудничества. Перспектива введения новых ограничений со стороны Канады весьма реальна, однако она может быть отсрочена или же смягчены защитные меры в случае, если нам удастся добиться прорыва в переговорах по "стальной" проблеме с США. Правда, говорить о прорыве пока не приходится, но положительные сдвиги вроде бы наметились. Так, Минторг США уже выразил готовность отменить антидемпинговые меры в отношении холоднокатаного проката, поставляемого в Америку Новолипецким металлургическим комбинатом и "Северсталью". Правда, эта готовность обставляется условиями американской стороны. В частности, Минторг США в обмен на уступку требует от российских производителей подробного экономического отчета (раз в четыре месяца), по которому можно было бы определить себестоимость идущей на импорт продукции. Казалось бы, уступка для нашей стороны ничтожная, однако российские эксперты полагают, что именно такая отчетность может в любой удобный для американской стороны момент стать поводом для разрыва договоренностей. Вопросы ценообразования всегда содержали и содержат в себе немало спорных элементов, которые неоднозначно толкуются и оцениваются даже экономистами одной школы. Что касается американцев, то у них расчеты ценообразования ведутся по иной системе, и их специалисты часто критикуют нашу методику определения энергосоставляющей доли в себестоимости продукции. Эти разногласия могут стать, что называется, миной замедленного действия.
Российская сторона пока никак не отреагировала на заявление КТМТ. "Мы сейчас анализируем последствия этого решения для российского экспорта, но пока не готовы оценить, насколько оно вредно для наших поставщиков", - сказал журналистам находившийся в Оттаве заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков. "Для нас это очень нехороший знак, - сказали корреспонденту "НГ" в Российской ассоциации металлоторговцев. - Мы не просто теряем рынок Канады, для нас закрывается мировой рынок". По мнению нашего собеседника, надежд на дипломатические прорывы очень немного. "Для нас единственный выход - закрыть свой внутренний рынок металлопродукции от казахстанского и украинского импорта, - считает эксперт ассоциации, попросивший не называть его имени. - Постановлением от 4 июля сего года российское правительство ввело защитные антидемпинговые пошлины, однако, на наш взгляд, ситуация требует не ограничений, а полного закрытия внутреннего рынка металла".