С 4 августа 2002 года Россия правительственным постановлением # 493 вводит временные защитные меры в отношении импорта некоторых видов металлопродукции, поступающей на российские рынки из Казахстана и Украины. Временная антидемпинговая пошлина составит соответственно 36,9 и 31,8% таможенной стоимости. Речь идет о товаре, который классифицируется как "прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более, оцинкованный иным способом, прочий". Защитная мера вводится сроком на 4 месяца, после чего может быть отменена или же продлена.
Факт сам по себе не рядовой. Российское правительство учится защищать своих производителей в торговых войнах, и данное постановление - опыт такой учебы. В этом опыте присутствуют как экономическая необходимость, так и политический расчет. То, что "мишенями для пристрелки" избраны бывшие союзные республики Казахстан и Украина, вовсе не случайно. Их металлопродукция действительно очень активно теснит на нашем внутреннем рынке аналогичные товары отечественного производства, однако если рассматривать ситуацию помасштабнее, то вряд ли можно говорить об угрозах экономической безопасности именно с этих двух направлений. Российские металлурги - не самые "задавленные" импортом по сравнению с производителями других отраслей. Скажем, в куда более сложном положении находится российское птицеводство. Однако тягаться с такими импортерами-тяжеловесами, как, скажем, США, крайне трудно, что и показала недавняя история с введением запретов на ввоз "ножек Буша". Казахстан и Украина - другое дело, это партнеры, которые еще долго будут относиться к России как к "старшему брату" и все возможные конфликты в связи с обвинением в демпинге с ними улаживать легче.
От начала антидемпингового расследования до выхода постановления прошло более полугода. Еще в декабре 2001 года правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике принялась исследовать ситуацию, сложившуюся на российском рынке металлопродукции по заявлению Магнитогорского металлургического комбината и "Северстали". Оказалось, что импорт украинского и казахстанского оцинкованного проката в последние годы принял характер настоящей интервенции. К примеру, если в 1998 году казахстанская доля в общем объеме импорта этого товара в Россию составляла всего 0,4%, то уже в 2000 году - 45,6%. В реальном выражении это более 100 тыс. тонн в год. На российском рынке Казахстан начал даже теснить Украину, доля которой в общем объеме импорта оцинкованного проката была в 1998 году 95,2%, а к 2000 году снизилась до 52,8%. Но в реальном выражении украинский экспорт вырос за упомянутый период с 27 до 116 тыс. тонн в год. Доля присутствия отечественного оцинкованного проката с 1998 по 2000 год сократилась в общем объеме потребления с 95 до 68%.
Теперь Министерство экономического развития и торговли должно известить наших соседей-партнеров о введении защитных мер и предложить им заключить соглашения об ограничении поставок товара, указанного в постановлении, а ГТК обеспечит взимание пошлин. Подобная практика давно обкатана во всем мире, в России же ее только начинают осваивать.