Вчера министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов докладывал правительству, как обстоят дела с реализацией федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса", рассчитанной на 2002-2006 годы. Разговор шел за закрытой для средств массовой информации дверью, однако абсолютно очевидно, что докладчику нечем было порадовать членов кабинета. Российская оборонка после наметившегося в 1999-2000 годах роста объемов производства (30 и 25% соответственно) вновь стремительно теряет темпы роста. Премьер-министр Михаил Касьянов перед началом заседания сообщил, что они снизились до 4,5%. Эту неприятную тенденцию глава правительства объяснил низкой степенью загрузки производственных мощностей ОПК - большинство предприятий работают в лучшем случае вполсилы, а многие загружены всего на четверть своих возможностей.
Сработает ли новая программа или ее постигнет участь предыдущих, которые вопреки обещаниям фактически так и не вывели ОПК из глубочайшего кризиса? Более того, авторы предыдущих реформ обещали не только вывести отрасль из экономического тупика, но и сделать ее генератором новейших технологий, которые, в свою очередь, станут основой для технического перевооружения остальных отраслей. Однако конверсионные программы 1993-1995, 1996-1997 годов разрабатывались под политический заказ и не учитывали экономической обстановки. Их реализация еще более усугубила положение оборонных предприятий. Впрочем, будь эти программы и безупречными, они не могли дать обещанный результат, так как государство профинансировало их всего лишь на 11%. Переориентировать мощности ОПК на выпуск продукции гражданского назначения так и не удалось, так как это требовало больших капитальных вложений. Тогдашние же реформаторы полагали, что это произойдет само собой - утратив военный заказ, предприятия оборонки сами кинутся выпускать кастрюли и телевизоры.
Нынешняя программа реформирования ОПК, судя по заявлениям Ильи Клебанова в бытность его еще вице-премьером, предполагает отраслевую концентрацию оборонного производства в форме 8-10 крупных интегрированных холдингов. Это позволит сконцентрировать научно-исследовательские, конструкторские силы и производственные мощности определенной направленности, даст возможность предприятиям оборонки уже к 2006 году обновить технологическую базу и начать производство новейшей военной техники пятого поколения. Перевооружив ею собственную армию, Россия выйдет с продукцией ОПК на мировой рынок, восполнив таким образом свои затраты на осуществление реформ. Общая концепция, по оценке многих экспертов из ОПК, может иметь право на жизнь, однако те же эксперты опасаются, что новые планы могут рухнуть по обычной для нас причине - недофинансированию программы. Практика реализации конверсионных программ прежних лет убеждает, что у нас запросто могут отложить выделение денег на годы вперед или урезать оговоренные суммы в несколько раз без всяких объяснений. Очередной состав правительства не берет на себя ответственность за действия предшественников и, как правило, разрабатывает новую, "свою" программу конверсии оборонки, рассчитанную на сроки, превышающие среднюю продолжительность пребывания у власти кабинета министров. По мнению представителей ОПК, если еще одна пятилетка окажется потерянной для отрасли, она навсегда потеряет возможность наверстать упущенное, ликвидировать отставание от аналогичных отраслей развитых стран. Нынешняя программа в этом смысле - последний шанс удержать российский ОПК в ряду конкурентоспособных на мировом уровне.
По словам Касьянова, сегодня на предприятиях ОПК трудятся более 2 млн. человек. В ходе "группирования" производств в интегрированные холдинги будет происходить своего рода выбраковка неэффективных, технологически отсталых предприятий, что приведет к сокращению рабочих мест. Учитывая, что оборонные предприятия плотно сконцентрированы в определенных регионах и городах, безработица здесь может достичь критических уровней. Но правительство пока не спешит проинформировать общественность, каким образом будут решаться все эти проблемы.