Долго и много трудился наш законодатель над тем, чтобы дать регионам возможность плодотворно развивать внешнеэкономическую деятельность. Но, как водится, конечным результатом остались недовольны и Центр, и субъекты Федерации, не говоря уже о муниципальных образованиях. Последние хоть и получили право на экономическое сотрудничество с заграницей, да реализовать его большинство не может по простой причине - они как субъект права фактически "выпали" из основных федеральных законов, регулирующих данную сферу. Извечный вопрос "что делать?" и свел вчера за круглый стол в Совет Федерации представителей всех заинтересованных сторон.
Понятно, что надо устранять брак (правда, большинство участников дискуссии предпочитали называть это "совершенствованием законодательства"). Однако нельзя сказать, что сегодня есть полное единство взглядов на то, как это нужно делать. Даже очевидные провалы в правовой базе оцениваются по-разному, и предложения по их ликвидации носят полярно противоположный характер. Скажем, практически все признают, что существующий порядок контроля за заключением соглашений субъектов Федерации с зарубежными партнерами настолько громоздок и неудобен, что часто ведет к срыву уже достигнутых договоренностей. Регион, заключающий соглашение с заграничным хозяйствующим субъектом, должен представить соответствующие документы в Министерство иностранных дел РФ, где они пройдут экспертизу на соответствие нормам международного права. По свидетельству региональных представителей, на это уходит около полугода, а иногда и больше. После чего субъект Федерации должен представить бумаги в Минюст, который даст свое заключение и, если не возникнет претензий, внесет соглашение в единый реестр. Бывает, что за это время иностранный партнер находит себе более выгодные варианты и вообще отказывается от заключения соглашения.
Есть предложения вообще отказаться от мидовской экспертизы, возложив всю ответственность за легитимность сделки на заключающий ее субъект Федерации. Руководитель одного из департаментов МИД РФ Евгений Белов считает, что это может поставить как участника сделки, так и федеральный Центр в еще более трудную ситуацию. Во-первых, уже подписанные соглашения могут быть оспорены Минюстом, что приведет к срыву обязательств сторон друг перед другом. Во-вторых, зарубежный участник соглашения может в судебном порядке потребовать возмещения с РФ понесенных потерь. Хотя по российским законам федеральный Центр не несет ответственности за внешние долги субъекта Федерации, это противоречит международному праву, и, как считает Евгений Белов, такую ответственность России придется нести.
Представитель Минюста Андрей Кунделев полагает, что экспертный контроль соглашений надо сохранить, но ограничить его сроками в 10-15 дней. Давать полную свободу регионам нельзя - они могут наломать дров. Уже есть прецеденты. Одна из северокавказских республик пыталась заключить соглашение с международной организацией, подозреваемой в религиозном экстремизме. Документы пришлось передать в ФСБ. Другой субъект Федерации намеревался наладить сотрудничество с непризнанной Приднестровской Республикой, что неминуемо привело бы к неприятному инциденту на международном уровне. И вообще, по словам Андрея Кунделева, даже при нынешней системе контроля бен Ладен запросто может открыть представительство в одном из субъектов Федерации. Если вообще отменить всякий предварительный контроль, можно нанести невосполнимый ущерб безопасности государства.
Давно перезрела проблема активизации приграничного сотрудничества регионов. Участники круглого стола предлагают разработать специальный законопроект, который регулировал бы эту сферу внешнеэкономической деятельности. Закон, по мнению большинства, должен носить рамочный характер и оставлять за субъектом Федерации право самому определять содержание этого сотрудничества. Участники дискуссии были единодушны и в том, что необходимо четко и ясно обозначить в федеральных законах права и ответственность муниципальных образований, касающиеся внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на бюрократические пороги, регионы худо-бедно, но все-таки осваивают эту сферу. В базе данных МИДа значится свыше 1200 заключенных на этом уровне соглашений. Субъекты Федерации также научились объегоривать Центр, заключая с зарубежными партнерами не соглашения, а меморандумы, которым экспертный контроль не требуется. Но в содержание меморандума закладывают то, что должно быть в соглашении. Хитрят и по-иному. Как заявил представитель Минюста Андрей Кунделев, часто к меморандумам и соглашениям прилагают различные протоколы и дополнения, не извещая об этом экспертов. Эти приложения носят чуть ли не секретный характер, так как в них часто фигурируют в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности родня, сватья и кумовья деятелей местной власти. А как эти проблемы решаются за рубежом? Нельзя ли нам воспользоваться существующим опытом? "Не знаю, за границей ни разу не был, - с подкупающей простотой ответил на вопросы из зала Андрей Кунделев. - Пошлет начальство - будем изучать". С такими подходами вряд ли можно рассчитывать, что новые законы окажутся лучше старых.