Правительство России приняло постановление # 466 о возмещении российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства, получаемые ими от лизинговых компаний, а также частичной компенсации расходов на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002 году в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов. Эта мера направлена на поддержку отечественного производства пассажирских авиалайнеров путем стимулирования российских авиакомпаний к покупке отечественной авиатехники. Согласно постановлению на эти цели из федерального бюджета будет выделяться не более 500 млн. руб. ежегодно. Утверждены также правила, в которых подробно расписан порядок получения компенсаций, выплата которых начнется уже в этом году.
Право на получение субсидий получат не все авиакомпании, а только те, которые не имеют просроченных задолженностей по налоговым или иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Государство не станет субсидировать также авиакомпании, задолжавшие по текущим платежам лизинговым организациям или же банкам по погашению кредитов. При этом претенденты на частичное погашение затрат на обновление своего авиапарка отечественными самолетами будут обязаны пройти конкурс, проведение которого возложено на Минтранс России. Для участия в конкурсе авиакомпания должна подать в министерство заявку на получение субсидии, приложив к ней ряд документов, подтверждающих получение в лизинг или же приобретение авиалайнера за чет полученного кредита и др.
Что касается размеров субсидий, то по лизинговым платежам они будут выплачиваться из расчета 50% суммы затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией для приобретения воздушного судна, и дохода лизинговой компании, являющихся частями лизингового платежа. Субсидия по кредитам будет предоставляться ежемесячно также из расчета 50% затрат, которые несет авиакомпания на уплату процентов по кредиту. При этом установлено ограничение - процентная ставка по кредиту не должна быть выше ставки рефинансирования Банка России. Если же такое превышение имеется, то расчет ведется исходя из 50% ставки рефинансирования ЦБ.
Само собой разумеется, что отечественные производители пассажирских авиалайнеров и большинство авиакомпаний приветствуют решение правительства. "Важен и ценен сам факт того, что кабинет министров наконец взялся за решение острейшей проблемы, - это мнение аналитика ИК "Атон" Егора Соболева. - Сейчас российский производитель авиационной техники не может сбыть продукцию, авиаперевозчик не в состоянии ее приобрести или взять в лизинг из-за дороговизны, авиапарк не обновляется, в итоге страдает пассажир". По его мнению, несмотря на то что субсидии адресованы только авиакомпаниям, выиграют все звенья этой цепочки, в том числе и государство.
Тем не менее, по прогнозам многих специалистов авиарынка, постановление # 466 вряд ли станет паровозом, который вытащит из тупиковой ситуации все российское самолетостроение. По их мнению, у правительственного паровоза явно не хватает финансовых мощностей. 500 млн. руб. в год - сумма, явно недостаточная, чтобы произвести революцию в отношениях отечественных самолетостроителей и авиакомпаний. К примеру, пассажирский авиалайнер Ту-204 производства компании "Авиастар" (Ульяновск) стоит около 35 млн. долл. (свыше 1 млрд. руб.). Получается, что двухгодичного объема субсидий не хватает, чтобы приобрести один самолет. "На этом ценовом фоне государственные компенсации выглядят копеечными, - заявил корреспонденту "НГ" представитель одной из авиакомпаний, попросивший не называть его фамилию. - Они не сыграют той стимулирующей роли, на которую рассчитывает правительство". Тем не менее многие авиакомпании, пребывающие в кризисной финансовой ситуации, были бы признательны государству и за малое. Однако, как полагают представители небольших авиакомпаний, выделяемые правительством средства достанутся экономически крепким и крупным авиаперевозчикам, которые вполне могли бы обойтись и без этих крох. Наиболее нуждающиеся в поддержке ее не получат - их даже не допустят к конкурсному отбору из-за задолженностей либо перед государством, либо перед кредиторами. Кроме того, сама конкурсная процедура открывает перед чиновниками возможность для взимания "административной ренты" даже с тех небольших компенсаций, которые будут причитаться победителям конкурса.