Федеральный Центр озабочен финансовой ситуацией, которая сложилась в российской провинции. Скудные бюджеты абсолютного большинства субъектов Федерации не позволяют осуществлять, как требует Кремль, амбициозную экономическую политику. Взять в долг они тоже не могут. Потенциальные инвесторы чаще всего, как черт от ладана, шарахаются от предложений несостоятельных региональных властей, многие из которых никак не могут выкарабкаться из долгов, тянущихся за ними еще с додефолтовских времен. Поэтому Центр ищет способы разорвать этот круг путем корректирования федерального законодательства. Вчера на круглом столе в Совете Федерации над проблемами региональных заимствований ломали головы представители всех заинтересованных сторон.
По данным заместителя министра финансов Беллы Златкис, долг субъектов Федерации составляет около 120 млрд. руб., предельные нормы заимствований в основном выдерживаются и, как выразилась замминистра, "отчеты выглядят прилично". По крайней мере долговая ситуация федерального Центра по сравнению с регионами выглядит куда более мрачно. Встает другой вопрос - почему региональные заимствования, порой по объемам очень существенные, как правило, не привели ни к подъему экономической состоятельности провинции, ни к решению социальных программ. Во многих регионах эффективность таких заимствований, как говорится, идет не в плюс, а в минус. Но при весьма ограниченных возможностях федерального бюджета Москва не может запретить субъектам Федерации привлекать заемные средства, более того, Центр сам подталкивает "губернию" на этот путь в целях улучшения инвестирования экономики.
Пока готовых рецептов нет ни у кого. Даже искушенная в тонкостях финансовой политики Белла Златкис ушла вчера от конкретных предложений, сделав лишь общий прогноз тех направлений, по которым пойдет законодатель, корректируя Бюджетный кодекс РФ. Замминистра не сомневается, что Центр существенно урежет права субъектов Федерации по части заимствований, особенно внешних. Скорее всего, судя по словам Беллы Златкис, законодатель будет раздавать полномочия не по принципу "всем сестрам по серьгам", а избирательно. "Мне представляется, что субъект Федерации, имеющий крепкий бюджет и солидную налогооблагаемую базу, должен иметь право привлекать средства извне", - считает она. Можно представить, какую бурю страстей вызовет это предложение у региональной элиты, крайне обостренно воспринимающей любые, даже самые незначительные посягательства на правовое равенство субъектов Федерации.
Минфин придерживается мнения, что в целях более четкого разграничения полномочий Центра и регионов необходимо провести ревизию всех федеральных законов с тем, чтобы в них не осталось неопределенностей: что, из какого кошелька финансируется и кто несет за это ответственность в случае нарушения закона. Сегодня большинство нормативно-правовых актов федерального уровня страдает этой болезнью. К примеру, ставки должностным лицам милиции определяют в МВД, а оплачивают их регионы.
Большинство участников круглого стола склоняется к тому, чтобы запретить субъектам Федерации брать заимствования без конкретных, экономически обоснованных проектов. Залезать в долги просто ради латания бюджетных дыр - такая практика должна навсегда остаться в прошлом. Это - во-первых. Во-вторых, нужно исключить саму возможность возникновения таких ситуаций, когда долги делает субъект Федерации, а рассчитывается по ним федеральный Центр. В-третьих, нужно заставить регионы внедрить профессиональную систему управления и обслуживания долга, как это делается, скажем, в столице. Правительство Москвы несколько лет назад создало специальное долговое агентство. Затраты на его содержание окупаются с лихвой не только "удешевлением долга", но и растущим доверием зарубежных инвесторов, которые привыкли иметь дело с профессионалами. "Там, где были правильно выбраны стратегия и тактика обслуживания долга, там не подвели инвесторов даже в условиях дефолта", - констатировал, в частности, заместитель председателя ФКЦБ России Геннадий Колесников. Вообще же, согласно рейтингу АК&М, в пятерку наиболее кредитоспособных субъектов Федерации входят Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Республика Татарстан и Ханты-Мансийский АО. Пятерку аутсайдеров замыкают Томская, Курганская области, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Тыва и Курганская область.
Многие, не оспаривая важности профессионального подхода к обслуживанию долговых обязательств, не уверены в том, что это нужно закреплять в законодательном порядке. "Я сомневаюсь, что на уровне субъектов Федерации могут быстро воспринять и усвоить культуру профессионального менеджмента крупных заимствований", - осторожно заметил в ходе дискуссии председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев. По его мнению, в регионах пока нет для этого ни достаточно подготовленных кадров, ни условий.
И еще одно условие должен обеспечить законодатель для того, чтобы инвестор пошел в провинцию. Это прозрачность всех бюджетных отношений субъекта Федерации. "Сегодня на уровне регионов утвердилось мнение, что все должно быть покрыто мраком коммерческой тайны, - заметил в ходе дискуссии председатель комитета муниципальных займов и развития фондового рынка правительства Москвы Сергей Пахомов. - Такое поведение только отпугивает кредиторов и инвесторов". Основная же масса регионов действуют наоборот. Мало того, что их бюджетная отчетность фактически недоступна для широкого круга инвесторов, но и, как уверяет гендиректор ИА "АК&M" Зоя Ларькина, "грязная", не отвечающая действительности. В частности, в ней указываются не истинные размеры долга, а только те, которые официально признает администрация региона. Минфин же, вместо того, чтобы поправить "темнильщиков", пошел им навстречу - вообще исключил данную графу из отчетности.