Обслуживание автомобиля становится неотъемлемой частью жизни любого автомобилиста с момента покупки "четырехколесного друга". К ремонту машины надо подходить с особой ответственностью, а не откладывать все на последние дни, когда ваше транспортное средство уже готово развалиться на части. Обычно при покупке машины в автосалоне владелец посещает сервисный центр дилера в течение действия гарантийного технического обслуживания. Но как только этот период проходит, большинство автолюбителей уходят в мелкие автосервисы.
Каждый год на российских трассах происходит сотни тысяч крупных и мелких дорожно-транспортных происшествий, из которых лишь малая часть официально регистрируется. В остальных случаях водители пытаются разойтись, что называется, полюбовно - представители ГИБДД на место происшествия не вызываются. Характерно, что около 15% аварий на наших автодорогах происходит из-за отвратительного технического состояния транспортных средств. Таким образом, ежегодно огромное число автомобилей направляется в ремонт. Однако найти качественный автосервис в стране практически невозможно. Даже в столице всего лишь 10% сервисных точек отвечают всем необходимым требованиям. Еще большее количество ремонтных мастерских в России находится на нелегальном положении при различных автобазах и гаражных кооперативах, но большинство автомобилистов предпочитают именно эти "сервисы".
В перспективе автообслуживание будет одним из прибыльных видов бизнеса. По мере роста количества автомобилей на дорогах и, естественно, пробок, а также если учесть, что подготовка водителей с каждым годом меняется в худшую сторону, приходится ожидать и увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, что неминуемо приведет к росту объемов и прибыльности сервисного бизнеса. Этому должно способствовать и прогнозируемое увеличение к 2010 году количества транспортных средств в России вдвое одновременно с одряхлением большого количества машин как импортного, так и отечественного производства.
Жаль только, что при таких совсем уж не радужных перспективах российским автовладельцам не приходится ожидать роста качества обслуживания. Причина этого достаточно банальна: в стране катастрофически не хватает квалифицированных ремонтников. Весь опытный персонал начала 90-х годов, обученный еще во времена бывшего Советского Союза, сейчас близок к пенсионному возрасту, им на смену приходит огромное количество слабо квалифицированной молодежи, поэтому дефицит кадров наблюдается уже сегодня.
Если сравнивать российский автосервис с зарубежным, то в основном мы проигрываем только западноевропейскому ремонтному обслуживанию. При этом аналитики отмечают, что если бы качество отечественного обслуживания находилось на уровне германского, то количество занятого в этой сфере персонала значительно сократилось бы, причем без особых негативных последствий. Стоит сказать несколько слов и об американском сервисном автообслуживании, поскольку раньше - да и сейчас - было в моде сравнивать нашу страну с США. Так вот, ремонт машины в Штатах - вещь не только дорогостоящая, но и далеко не всегда качественная. Сейчас американцы даже не подумают залезть в двигатель своей машины, чтобы устранить хотя бы малую неисправность, - при любой проблеме они едут в мастерскую. А там в основном работают выходцы из Латинской Америки с низким образованием. У нас же большинство автовладельцев с огромным удовольствием готовы залезть под капот своей машины и часами пытаться устранить неполадки. А если этот процесс проходит в компании друзей да за бутылочкой пива...