0
1993
Газета Экономика Интернет-версия

24.06.2002 00:00:00

"Транспортные коридоры - это большая политика"

Тэги: акулиничев, дагестан, транспорт


- Вячеслав Викторович, что даст реконструкция Махачкалинского морского порта и сколько необходимо вложить средств, чтобы довести дело до завершения?

- Махачкалинский морской терминал нужно рассматривать в первую очередь через призму обеспечения прохождения грузов по транспортному коридору Север-Юг (ТК). Это позволит развернуть транспортные грузопотоки не через Атлантику, а через Персидский залив. В этом случае грузы от порта Бандер-Аббас, расположенного на побережье Персидского залива, по железнодорожной ветке будут прибывать в иранские порты на побережье Каспия, далее в Россию, а потом - в Европу или Азию. Это значительно ускоряет и, следовательно, удешевляет транспортировку грузов. По оценкам специалистов, экономится около 30 процентов средств.

Из-за того что транспортные грузопотоки проходят мимо, сегодня мы теряем несколько миллиардов долларов. А эти деньги должны оставаться в России в виде налогов от тех, кто отправляет, получает и осуществляет доставку грузов.

Что же касается финансирования, то сейчас с этим нет никаких проблем. Средства выделяются в рамках федеральной программы, но необходимо еще около 350 миллионов рублей. Есть уверенность, что в следующем году деньги будут нам направлены. Кроме того, правительство Дагестана дало гарантии под банковский кредит в 100 миллионов рублей, взятый руководством порта для достройки сухогрузной гавани и железнодорожной паромной переправы.

- Кто кроме России заинтересован в реализации проекта транспортного коридора?

- Сегодня заинтересованность в развитии ТК проявляют государства Средней Азии. Уже сегодня мы транспортируем нефтепродукты и хлопок из Туркмении, нефть и нефтепродукты, руду и уголь из Казахстана. Кроме того, в ТК заинтересованы грузоотправители и грузополучатели, операторы и судоходные компании и из других государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.

- А много ли противников у этого проекта?

- Конечно, сопротивляются многие. Вообще, транспортные коридоры - это большая политика, в которой затрагиваются интересы ведущих мировых держав. Почему многие страны заинтересованы в том, чтобы ТК проходили через их территорию? Это отчисления за транзит, например, газа, нефти и электроэнергии. Естественно, это лакомый кусок. И наша задача - как можно быстрее включиться в транспортный коридор Север-Юг.

- А в чем преимущество Махачкалинского порта в частности, по сравнению с Астраханским?

- Астраханский порт - замерзающий порт. Кроме того, его терминал позволяет перерабатывать в общей сложности не более 2-2,5 миллиона тонн грузов в год. А Махачкалинский терминал уже сегодня может перерабатывать 1 миллион тонн сухих грузов, а нефтепродуктов - это сырая нефть, бензины, дизельное топливо, масла - только в этом году переработаем и отправим получателям более 4 миллионов тонн. Если в 1997 году мы перебросили через Махачкалинский порт 33 тысячи тонн нефтепродуктов, то в прошлом году 2,583 миллиона тонн, почти в 80 раз больше! И это не предел.

- Какова роль федерального Центра в развитии порта?

- Инициатива по развитию Махачкалинского порта была тщательно проработана и поддержана президентом России. Есть его четкие указания и соответствующие постановления российского правительства о приоритетном развитии морского порта.

- Почему не привлекаются средства зарубежных инвесторов?

- Политические события, которые происходят в нашем регионе, останавливают многих потенциальных инвесторов. Но ситуация меняется. Недавно прошли переговоры между представителями Ассоциации автомобильных грузовых перевозок, которые побывали у нас и выразили заинтересованность в использовании нашего терминала и в инвестировании средств для ускорения работ.

- Названы ли какие-то конкретные сроки окончания работ по реконструкции морского порта?

- Мы вводим в эксплуатацию пусковой комплекс нефтеналивной гавани с мощностью переработки 7,8 миллиона тонн нефтепродуктов ежегодно в 2003 году. Этим заканчивается первая очередь проекта.

Близка к завершению остальная инфраструктура: подъездные железнодорожные пути, нефтебаза, которая сейчас уже имеет возможность хранения 540 тысяч тонн нефтепродуктов, есть эстакада, где может осуществляться налив 260 тонн нефтепродуктов одновременно. Для транспортировки нефти из нефтепровода Баку-Новороссийск в этом году построен трубопровод от морского порта до нефтебазы.

Кроме того, в ближайшее время будут задействованы два терминала для морских контейнеров, что позволит нам переработать еще 1,6 миллиона тонн грузов. Строим терминал по переработке зерна емкостью 1 миллион тонн и в следующем году планируем его запустить. Итого свыше 4 миллионов тонн сухих грузов.

- Какова ориентировочная прибыль, которую планирует получить государство?

- Уже в прошлом году морской порт принес около 45 миллионов рублей доходов. Надеемся, что доходы будут увеличиваться, но говорить о конкретных суммах пока преждевременно, надо выйти на проектные мощности.

- Дагестан по-прежнему остается дотационным регионом?

- Да, пока это так. Причины всем известны. До 1985 года, когда началась программа конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса, республика была донором. Мы отдавали в бюджет Советского Союза гораздо больше, чем оставляли у себя. Резкое снижение объемов производства прежде всего на машиностроительных заводах республики, которые и приносили основную часть прибыли, "ударило" по нашему бюджету. В начале 1990-х годов, когда мы только-только начали налаживать производство гражданской продукции, известные события сначала между Азербайджаном и Арменией, а потом на Северном Кавказе нарушили наши планы. Республика оказалась в буквальном смысле в блокаде, в том числе, естественно, экономической и транспортной. Сложилась тяжелая ситуация.

Но хочу сказать, что анализ экономического развития за последние два года показывает, что мы выходим из кризиса. Главные надежды теперь мы связываем с реализацией федеральной программы "Юг России" и проекта транспортного коридора Север-Юг. Планируется, что к 2006 году на 85 процентов республика будет сама себя обеспечивать, и это уже, согласитесь, шаг вперед.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
717
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2454
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1644
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1269

Другие новости