Одной из дорожных проблем современной Москвы является резко растущее количество автомобилей на улицах города. С одной стороны, это говорит о постепенном росте благосостояния граждан, но с другой - через несколько лет столица может превратиться в одну большую автомобильную пробку. Кроме того, масла в огонь подливают и проблемы с парковкой машин, особенно в центре, да еще и в рабочие дни. Любой автолюбитель сталкивался с такой головной болью.
В Москве дела обстоят очень плохо, поскольку в центре города в наличии практически везде только платные парковки, судьбу которых не могут решить годами. Еще в декабре 1997 г. было издано постановление правительства Москвы # 864 "О мерах по развитию муниципальных платных парковок в Москве". Этим самым документом злополучные парковки как раз и были учреждены. Однако уже через два года деятельность платных парковок оказалась вне закона. Введение 1 июля 1999 г. налога с продаж автоматически отменило 15 видов различных платежей в местные бюджеты, в том числе - и плату за пользование муниципальными парковками. Еще через год в это дело вмешалась Генеральная прокуратура. Проверка московских законов на предмет соответствия федеральным обнаружила явные разногласия, в частности, в последних отсутствовало понятие "парковочный сбор". Поэтому в Генпрокуратуре обоснованно посчитали, что деятельность городских властей по взиманию платы за парковку в центре города является неправомерной. Естественно, что заявление прокуратуры вызвало негативную реакцию в мэрии Москвы, где уверены, что платные парковки способствуют нормальной организации движения в центре города.
Так бы дело и заглохло, но столичный прокурор обратился в Московский городской суд с требованием отменить постановление правительства Москвы # 864, что и было сделано. Однако и московские чиновники не собирались сдаваться просто так и обратились в Верховный суд, пытаясь убедить его, что в своей вотчине им позволено делать все, что угодно, даже если это противоречит федеральным законам. Но Верховный суд не поддался на эти жалобы и оставил в силе решение Мосгорсуда. Таким образом, 25 декабря 2001 г. Верховным судом было вынесено определение о незаконности платных парковок в Москве, и если раньше они являлись нелегальными из-за введения налога с продаж, то теперь уже об этом заявила судебная власть.
Но любой автомобилист прекрасно знает, что в столице до сих пор полно этих платных парковок, и никуда они не исчезали. Почему? Да просто изменилась концепция сбора платы за парковку. Так как суд отменил не все постановление # 864, а только ту его часть, в которой говорилось о взимании парковочного сбора, то соответственно документ продолжал действовать, только нужно было переработать механизм взимания платы, сделав его законным. Это и было с успехом реализовано. Теперь правительство Москвы сдает территорию всех столичных парковок государственному унитарному предприятию (ГУП) "Городская служба платных парковок", и оставивший свою машину на такой стоянке водитель оплачивает не "парковочный сбор", а "пользование арендованной территорией", что, как считают московские власти, полностью соответствует налоговому и земельному законодательствам. В общем, получается преинтереснейшая ситуация. При особом желании можно арендовать небольшой участок дороги и брать за проезд по нему или остановку деньги, а уж каждый сам волен устанавливать тарифы на арендуемой земле. Хороший пример такой возможности - это специальные стоянки для автомобилей того или иного предприятия или организации. То есть фирма просто выкупает напротив своего здания участок дороги, где могут оставлять свои машины только ее сотрудники. Сколько места занимают такие парковки, можно только догадываться.
Сами руководители парковок утверждают, что за предоставляемые "услуги" платит примерно 60% водителей. Однако каждый может смело задаваться вопросом, куда же все-таки уходят эти деньги: в местный бюджет, в карман чиновникам или самим парковщикам. Все сталкивались с ситуацией, когда прямо у них на глазах работник парковки клал деньги себе в карман, а необходимую квитанцию просто не выдавал. При самых скромных подсчетах получается, что после сдачи дневной нормы бригадиру каждый парковщик получал прибыль в размере 500-600 руб., а если сюда прибавить и неучтенные деньги, то сумма возрастает еще на 300-400 руб.
Кроме того, в последнее время в мэрии все чаще зрели планы по увеличению платы за парковку в центре столицы. Так чиновники намерены бороться с ростом количества машин в центре города. Те, кто не в состоянии много выкладывать за парковку, должны будут оставлять свои машины на подъездах к Садовому кольцу, где предполагается организовать так называемые перехватывающие стоянки, которые на первых порах будут бесплатными. Не исключено, что это первый шаг к запрету движения автомобильного транспорта в центре столицы, о возможности введения которого уже неоднократно заявляли московские чиновники. Правительство столицы намеревалось закрыть движение в центре города для простых автомобилистов, а вдоль Садового кольца построить многочисленные многоэтажные парковки, которые опять же должны быть платными. Приезжай, плати, паркуйся, а дальше до работы на метро.
Именно из-за платы за остановку около тротуара парковки с работающими на них дядями со значками никак не хотят исчезать. Пока этот вид деятельности приносит хорошие деньги, истребить платные парковки будет такой же непростой задачей, как уничтожить тараканов. Единственный способ - это сознательно отказываться платить непонятно за что. Если к вам подойдет молодчик с жетоном на груди и выдаст квитанцию за парковку, то можно смело направить его по известному адресу, ссылаясь на действующее законодательство. Руководство ГУП строго запретило работникам парковок вступать в конфликт с водителями, апеллирующими к законодательству. Если же и после этого будут требовать деньги, то такого недальновидного парковщика можно привлечь к уголовной ответственности за мошенничество, если, конечно, не лень ходить по судам.
Только всеобщий отказ от платы за парковку поможет бороться с незаконными поборами. Как только этот источник доходов иссякнет - сразу же должны отмереть и злополучные платные парковки. Если только, конечно, чиновники не изобретут новый побор, который вновь будет соответствовать законодательству.