Правительство приступило к реализации второго этапа налоговой реформы. Казалось бы, основное уже позади - базовые положения Налогового кодекса приняты и вступили в силу. Но правительственные чиновники не исключают, что вслед за окончанием реформы в 2004 году начнется не менее важный процесс - техническая чистка. Об этом вчера заявил главный идеолог налоговых нововведений замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. К чему она может привести, стало понятно после недавнего утверждения парламентом изменений в уже действующие положения кодекса. Как писала "НГ", "технические поправки" депутатов и правительства обошлись бизнесу в несколько миллиардов рублей.
Кабинету министров приходится исправлять свои огрехи не в первый раз. Введенный в 2002 году для малого бизнеса единый социальный налог чуть было не поставил эту часть предпринимателей на грань катастрофы. Теперь в спешном порядке и задним числом правительство и Дума опять собираются менять принятое всего несколько месяцев назад собственное решение.
Похоже, такая система "подчисток" уже прочно вошла в практику законодателей: окончательно одобренные всего пару недель назад поправки во вторую часть НК снова нуждаются в изменениях, причем опять далеко не технических. Как отметил вчера Шаталов, по-прежнему не до конца решены вопросы налогообложения страхования жизни, одной из популярнейших схем уклонения от налогов. Как будто этих схем не существовало летом прошлого года, когда принимали соответствующие главы НК. Законодательно установив предельные ставки экспортных пошлин на нефтепродукты, Дума лишила кабинет министров, как считает Шаталов, возможности регулировать внешнеэкономическую деятельность. Это, по мнению замминистра финансов, может привести к резкому росту цен на нефтепродукты внутри страны, что, собственно, уже и происходит. А решение Думы о механизме взимания налогов с переоцененных основных фондов, который может стать причиной финансовых потерь компаний, было, по словам Шаталова, "самым неправильным" из всех принятых. Еще раз напомним, что речь идет о совсем недавно одобренных поправках к действующим всего пять месяцев положениям Налогового кодекса.
Хотелось бы подчеркнуть, что вина за жуткие огрехи в законотворческой деятельности лежит не только на депутатах. Законотворческая работа в Думе проходит с участием, в хорошем понимании этого слова, правительственных чиновников. Они и на заседании комитетов присутствуют, и с депутатами непосредственно общаются. Не говоря уже о степени подконтрольности действующей Думы правительству и президенту. Почему тогда принимаются нелепые законы, неэффективность которых хорошо понимают в кабинете министров?
Конечно, меняется жизнь, меняются условия ведения бизнеса, и на это, кстати, ссылаются представители правительства. Но ведь это не происходит в течение пяти месяцев, и даже не в течение одного года. Скорее всего речь идет о грубых ошибках исполнительной и законодательной властей. И эти просчеты происходят не только по причине чьего-то слишком умелого лоббизма или, о чем уж совсем не хотелось бы думать, профессиональной некомпетентности чиновников и депутатов. Доминирует необходимость во что бы то ни стало успеть принять необходимые законы в срок. Спешка, в которой еще привольнее чувствуют себя лоббисты, и приносит те плоды, которые последнее время пожинают и бизнес, и государство.
История с технической чисткой еле-еле успевшего вступить в силу НК очень показательна. Кодекс стали быстро менять именно потому, что под вопросом оказалось выполнение бюджета, а значит, и чьи-то кресла и кабинеты. Но уже второй раз подряд, как и в прошлом году, в самом конце весенней сессии нижняя палата парламента начинает работать, как конвейер на советском заводе, ставя выполнение в срок установленного правительством плана выше качества выполняемой работы.
Еще до начала фискальной реформы одним из основополагающих принципов налоговой системы была провозглашена стабильность налогового климата. Однако, как это обычно бывает в нашей стране, планы разошлись с жизнью. Под вопросом оказался не только имидж государственной власти, каждым таким законом ставящей под сомнение свою способность обеспечить нормальные условия для ведения бизнеса. Под вопросом оказывается и экономический рост в стране, напрямую зависящий от того, насколько комфортно здесь себя чувствует отечественный и зарубежный предприниматель.