- Юрий Антонович, за I квартал этого года продажи Nissan в России увеличились на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. В чем секрет успеха?
- У нас появилось два новых автомобиля: X-Trail и Primera, которые, можно сказать, серьезно изменили расклад сил в соответствующих сегментах - Primera в сегменте D, а X-Trail в сегменте не только компактных внедорожников, а внедорожников вообще. В данный момент X-Trail является лидером российского рынка иностранных импортных внедорожников - за первые четыре месяца года продано 349 автомобилей. Очень хорошо пошла в продажу новая Primera, за март-апрель реализовано 232 автомобиля. Эти модели и позволили совершить рывок. Что касается других моделей, то их продажи тоже увеличиваются, потому что весь рынок пошел вверх и наблюдаются положительные тенденции.
- Моделям Nissan удается серьезно конкурировать с автомобилями признанных европейских автогигантов. Будут ли в ближайшее время представлены какие-то новинки модельного ряда либо модификации нынешних моделей?
- Буквально два месяца назад мы запустили в продажу Nissan Primera, которая, уверены, займет достойное место в классе D в дополнение к нашим лидерам в других сегментах. Так, Nissan Almera в классе С заняла в прошлом году 10% всех продаж импортных автомобилей, a Maxima в классе Е - около 20%. Надеемся, что где-то между ними в процентном соотношении в сегменте D будет наша Primera, которая попадет в тройку лидеров. Кроме того, буквально с начала июня запущен обновленный Nissan Terrano с двигателем от Nissan Patrol GR и определенными техническими изменениями: добавились системы безопасности и т.д. В конце года собираемся представить новый Patrol GR с бензиновым двигателем объемом 4,8 литра и мощностью 250 лошадиных сил. Это будет серьезное дополнение к нашей линии внедорожников. Естественно, что будут еще и другие новинки, о них мы объявим позже.
- Как может сказаться на работе Nissan в России принятие концепции развития отечественной автомобильной промышленности и, в частности, повышение импортных пошлин на новые иномарки?
- На работе Nissan это отразится так же, как и на остальных иностранных производителях, реализующих свою продукцию в России: естественно, отрицательно. Непонятна идеология этого повышения, поскольку мы и сейчас не конкурируем с российскими автопроизводителями. Мы как бы живем в разных измерениях или на разных планетах. У российских автомобилей цены от 3 до 6 тысяч долларов, а, в частности, у Nissan начинаются от 13,5 тысячи. Это разные ценовые сегменты, и наши автомобили никаким образом не конкурируют с российскими. Основными соперниками для новых российских автомобилей являются подержанные иномарки. На это правительству и надо обратить свое внимание. Кроме того, вряд ли простое увеличение пошлин поможет отечественному автомобилестроению, потому что мы уже это проходили, когда пошлины были очень высоки. Десять лет продолжающегося застоя российского автопрома показывают, что это не та мера, которая поможет ему встать на ноги. Деньги в российский автопром требуются очень большие. То, что России нужна национальная автомобильная промышленность, никто не спорит. Но вряд ли таким образом можно ее поднять. В первую очередь предприятиям надо наводить у себя порядок, делать прозрачным управление и структуру, разобраться в издержках, которые они несут, лучше организовывать работу с дилерами и поставщиками, делать свои компании привлекательными для инвесторов, в том числе и иностранных. А существующие 25-процентные пошлины - это уже достаточно высокий барьер. Очередное повышение не даст ничего, кроме снижения наших продаж и сокращения общих налоговых поступлений в бюджет. Это был бы слишком простой способ развития автопрома, но, к сожалению, он вряд ли поможет, и в правительстве это понимают. В данной ситуации ссылки на другие государства считаю неправомочными, так как каждая страна находится в индивидуальном положении, поэтому рецепты должны быть индивидуальны.
- Какие все-таки цели стоят перед Nissan в России?
- Наша цель - достойно представлять компанию, которую любят потребители. И мы им за это очень благодарны. Пользуясь большим спросом, наша продукция постоянно находится в пятерке лидеров по продажам. Nissan занимает четвертое место среди иностранных компаний после Daewoo, Skoda и Volkswagen. При подсчете объемов продаж за последние 5-6 лет легко заметить, что Nissan с большим отрывом от остальных компаний занимает третье место, уступая только тем же Daewoo и Skoda, но это совершенно другой ценовой сегмент. Мы собираемся поддерживать и укреплять марку и рассчитываем занимать не менее 7-8% российского рынка иностранных автомобилей.