Европа и Америка устроили соревнование, кто раньше признает за Россией статус страны с рыночной экономикой. И хоть ЕС устами председателя Еврокомиссии Романо Проди первым объявил о таком признании, победительницей все же вышла Америка. Для того чтобы официально оформить решение, Евросоюзу понадобится еще 2-3 месяца, тогда как Минторг США 6 июня такое решение оформил с соблюдением всех бюрократических процедур, о чем Джордж Буш первым сообщил президенту России Владимиру Путину. Америка обошла европейцев еще и тем, что долгожданный статус предоставлен России задним числом и вступил в действие с 1 апреля 2002 года.
Несмотря на то что такое решение США было ожидаемым (президент Буш во время визита в Москву обещал, что его примут до 14 июня), в России весть из Вашингтона восприняли чуть ли не как сенсацию. Премьер-министр Михаил Касьянов, оценив новость как "важнейший шаг, который улучшит торговые отношения между Россией и США", принялся совместно с членами кабинета считать выгоды, которые принесет этот самый статус. У главы правительства получилось, что в результате Россия получит от торговли с США только в этом году дополнительно 250-300 млн. долл. По расчетам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, получалась еще более захватывающая картина - вожделенный статус снимет ограничения на поставки в США российского товара на сумму, превышающую 1,5 млрд. долл. В восторге отечественные сталелитейщики и экспортеры радиационного топлива - антидемпинговые меры со стороны США резанули их поставки соответственно на 700 и 300 млн. долл. Почему-то все решили, что с получением нового статуса все ограничения автоматически снимаются.
Однако это не совсем так. Действительно, с 1 апреля в отношении российских торговцев будет применяться закон о компенсационных пошлинах, а при рассмотрении антидемпинговых исков Минторг США начнет использовать методологию расчетов, применяемую к странам с рыночной экономикой, что даст определенные выгоды. Но считать, что теперь на пути российского экспорта не остается подводных камней, - опасное заблуждение. Это наглядно демонстрируют торговые войны, которые США ведет с другими странами, экономики которых давно имеют статус рыночных. Это - во-первых. Во-вторых, многие в российском правительстве считают, что новый статус окончательно открывает путь России в ВТО. Однако и здесь не все так просто. Наши зарубежные партнеры теперь могут выдвинуть более жесткие условия вступления в организацию. В частности, настаивать на сокращении для России переходного периода (по оценкам российских экономистов, для выживания неконкурентоспособных отраслей экономики в условиях вхождения в ВТО требуется 5-7-летний адаптационный срок). Дескать, нынче вы - страна с рыночной экономикой, а таковым столь длительные адаптационные сроки не предусмотрены.