Вчера на XI Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге первый зампред Центробанка Татьяна Парамонова заявила, что в России по-прежнему сохраняются возможности для системного банковского кризиса. Коммерческие банки не в полной мере осуществляют контроль за рисками, считает Парамонова, напоминая, что это стало одной из причин дефолта 1998 года. Одним из признаков является недостаточный, по оценке Банка России, уровень резервов по ссудам. Опасность возникновения системного кризиса Парамонова видит и в информационных технологиях, применяемых в кредитных учреждениях.
Мрачный настрой заявления Парамоновой несколько противоречил оптимистичному выступлению вернувшегося в Центробанк всего два месяца назад Андрея Козлова. По его словам, банковская система России практически полностью восстановилась после финансового кризиса августа 1998 года. Однако проблемы российской банковской системы очевидны как для представителей новой власти в ЦБ, так и для старой гвардии. "Сейчас значительная часть активов банков в России размещена в валюте, которая не работает на благо экономики, а остается на валютных счетах", - считает Андрей Козлов. Кроме того, российские банки по-прежнему зависят от сырьевых отраслей экономики, которые к тому же являются основными получателями банковских кредитов. Одной из наиболее острых проблем банковской системы является фиктивное наращивание частными кредитными учреждениями своих капиталов. И это несмотря на то, что более 90% российских банков по итогам 2001 года относятся к финансово устойчивым. Активы значительного числа кредитных учреждений формируются не с помощью реальных денежных средств, а за счет различных серых схем. Прежде всего это так называемые субординированные кредиты: банк выдает средства своим собственным акционерам или близким к ним структурам, а те уже формируют за счет этих денег его уставной капитал. Как подчеркнул глава ЦБ Сергей Игнатьев, состояние банковской системы является одним из факторов сдерживания экономического роста в стране.
ЦБ намерен усилить надзор за банками. Отвечающий за это направление Козлов говорит, что целью проводимых Банком России проверок станет выяснение реальной капитализации кредитно-финансовых учреждений. Зачистки ЦБ должны исключить попадание ненадежных кредитных организаций в систему гарантирования частных вкладов. По словам Козлова, в законопроекте о гарантировании вкладов планируется установить определенные критерии для кредитных организаций. Центробанк будет учитывать качество бизнес-планирования, наличие необходимых ресурсов, капитала, финансовую устойчивость, качество управления рисками и квалификацию менеджмента. Согласно планам правительства и ЦБ новая система должна начать действовать с 2003 года.
Но усиление надзора не означает ликвидации мелких и средних банков. Все эти меры являются составной частью общей стратегии развития банковской системы, которую собирается реализовать новое руководство ЦБ. До сих пор обсуждалось три основных варианта. Первый - "инерционно-государственный", предполагающий сохранение доминирующего положения Сбербанка и ВТБ. Второй вариант предлагает РСПП. Он подразумевает создание крупных частных системообразующих структур, не связанных с государством. Малые и средние банки должны быть вытеснены, финансы сконцентрированы в нескольких крупных ФПГ. Выбор ЦБ - это компромисс между концентрацией капитала и поощрением развития средних банков. Как подчеркнул Козлов, реализация этого сценария возможна только при проведении государственной политики в сфере поддержки малого и среднего бизнеса и импортозамещающих отраслей.