Вчера президент подписал закон, вносящий поправки во 2-ю часть Налогового кодекса. Техническая чистка (а именно так эту операцию называли в кабинете министров и Госдуме) действующих всего пять месяцев положений кодекса, устанавливающего правовые нормы на десятилетия, - вещь сама по себе беспрецедентная. Низкий уровень изданных законов уже послужил причиной огромных бюджетных потерь и теперь может обернуться значительными потерями для предприятий. Законодательная и исполнительная власти решили, что пусть лучше теряет бизнес, чем бюджет. Тем более что предприниматели изрядно нахимичили за то время, пока работали не слишком качественные законы. Но вина и бизнеса, и государства от этого не уменьшается.
Депутатам и правительству пришлось решать проблемы, которые они создали сами себе прошлым летом. Драматизм положения стал полностью понятен только в начале этого года, когда Министерство по налогам и сборам то и дело стало проваливать планы по сбору фискальных платежей. Как заявил на днях вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, бюджет уже недобрал 17 млрд. руб. доходов. Хотя потери, возможно, и того больше. В Думе подсчитали, что если закон будет подписан президентом до 1 июня, то есть начнет работать уже в третьем квартале, это поможет госказне не потерять 200 млрд. руб. Цена вопроса - невыполненный бюджет, невыплаченные пенсии, детские пособия, зарплаты.
Ситуация с налогами была и остается настолько непредсказуемой, что в Минфине и МНС стирали и продолжают стирать холодный пот со лба при появлении очередных данных. Совсем недавно руководитель МНС Геннадий Букаев заявил, что собираемость налога на прибыль за четыре месяца 2002 года упала по сравнению с тем же периодом 2001-го. Причина в том, что в соответствии с действующими с января этого года нормами НК механизм взимания авансовых платежей дает налогоплательщику право не отдавать их государственной казне на вполне законных основаниях. Практически не собирается и другой налог, родившийся также прошлым летом, - на добычу полезных ископаемых. Механизм его взимания забыли (или не успели?) согласовать между различными ведомствами. Только сейчас депутаты смогли исправить свои прежние оплошности.
Но главными потерями бюджету грозила операция по переоценке основных фондов, которую стали проводить предприятия, при этом убивая сразу двух зайцев. Прежде всего реальная, а не заниженная стоимость основных фондов повышает капитализацию компании. Но в последнее время переоценка использовалась еще и для уменьшения налоговых платежей. Механизм выглядел следующим образом. Компании переоценивали свои основные фонды, пропорционально увеличивая амортизацию, относимую к себестоимости продукции, и таким образом значительно уменьшали налог на прибыль. В частности, стоимость основных фондов компании "Сургутнефтегаз", как сообщили "НГ" в инвестиционной компании "НИКойл", выросла в два раза. Чиновники оценивали возможные потери бюджета в 100 млрд. руб.
Желая задним числом исправить ситуацию, правительство предложило простой технический ход - изменить дату вступления закона в силу - с 1 января 2002 года на 31 декабря 2001-го. Амортизация, таким образом, рассчитывалась бы исходя из прошлогодних данных. Пока лоббисты в лице представителей "Газпрома", РАО "ЕЭС" и других крупных компаний довольно успешно убеждали чиновников и депутатов в ошибочности этого шага, гром грянул совсем не там, где они его ждали. Представители атомной отрасли "продавили" через депутатов совсем другую поправку. После ее одобрения парламентом статья НК, устанавливающая, что положительная разница от переоценки амортизируемого имущества доходом не считается, ушла в небытие. Компании, проведшие переоценку основных фондов, оказались должны бюджету. В результате, по подсчетам аналитиков, например, "Сургутнефтегаз" может потерять 800 млн. долл. Базовые принципы кодекса о невозможности задним числом ухудшать положение налогоплательщика оказались нарушены.