Вчера председатель Счетной палаты Сергей Степашин был официально избран председателем Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ). Главный российский контролер получил из рук руководителя контрольного ведомства Франции Франсуа Ложеро кристалл - переходящий символ этой организации. Степашин при этом отметил, что бюджеты стран, входящих в ЕВРОСАИ, должны быть столь же прозрачными, как и этот символ.
Неотъемлемой частью борьбы за транспарентность российского бюджета, проводимой Счетной палатой, является и забота о создании всеобъемлющей системы финансового контроля, в которой ведомство Степашина занимало бы доминирующую роль. Здесь интересы СП и ее руководителя перехлестнулись с интересами Министерства финансов и лично председателя правительства Михаила Касьянова. Ни Минфин, ни премьер-министр не хотели допускать Счетную палату в святая святых российской бюджетной системы и тем более ликвидировать КРУ Минфина. Стороны долгое время обменивались ударами: Степашин критиковал правительство и Минфин за ошибки и недочеты при подготовке бюджета, Касьянов и представители финансового ведомства указывали руководителю СП на то, что он пытается взять на себя чужие полномочия. За конфликтом вокруг дележа контрольных функций фактически стоял вопрос о значительном усилении Счетной палаты с приданием ей полномочий силового ведомства и статуса контролера всех государственных финансов. И в этой борьбе Степашину противостояли не только Минфин и лично премьер, но и ряд высокопоставленных чиновников правительства и администрации президента, не желавших очередного возвышения бывшего премьер-министра. Не удалось Степашину получить однозначной поддержки и у представителей крупного бизнеса в лице членов РСПП.
Острота споров и цена вопроса заставляли наблюдателей и экспертов говорить о том, что конфликт может разрешить только глава государства. И президент, похоже, расставил все точки над "i". Вчера он заявил, что органы государственного контроля должны действовать на основе "взаимопрозрачности и взаимодополняемости". Президент подчеркнул, что помимо Счетной палаты в системе финансового контроля большую роль играют и КРУ Минфина, и Комитет по финансовому мониторингу. И еще поправил Степашина, заявившего, что необходимо распространить финансовый контроль на всю управленческую деятельность государства и создать "единую систему государственного и муниципального контроля". Путин заметил, что с последней формулировкой вряд ли можно согласиться, поскольку это означает посягательство на права муниципалитетов. Говорить можно только "о единых принципах функционирования" этой системы. Владимир Путин ясно дал понять, что Счетная палата может быть и получит дополнительные функции, но все равно останется первой среди равных.