-Алексей Васильевич, прошлый сельскохозяйственный год для АПК был весьма успешным. Можно ли говорить о коренных изменениях в его развитии?
- Я был бы более осторожен в оценке ситуации. Скорее можно говорить о трехлетней динамике роста, определенной тенденции к стабилизации. За последние три года темпы роста производства в сельском хозяйстве составили 6,2%, а в предыдущие восемь лет имело место падение в среднем по 5,5% в год. Немаловажным является и то, что в последние годы происходит улучшение экономического состояния сельскохозяйственных предприятий. Это можно рассматривать как прорыв: если три года назад хозяйств, работающих прибыльно, было 12%, то сейчас - 55%.
Хотел бы отметить ряд принципиальных моментов, которые способствовали такому развитию ситуации. Прежде всего стоит сказать о психологической адаптации руководителей предприятий сельского хозяйства к рыночным отношениям. Второе - в этот период ярко проявился эффект дефолта, так как после него повысилась конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. Третье - с приходом нового президента страны и изменением экономической политики у населения, особенно сельского, прибавилось оптимизма в своем деле. Четвертое - конечно, нельзя не учитывать, что последние два года погодные условия для сельхозпроизводства в целом по стране были благоприятными. И, наконец, политика федерального правительства и регионов относительно поддержки агрокомплекса стала более соответствующей современным экономическим отношениям и функциям государства.
- Создается впечатление, что в правительстве нет взаимодействия или понимания между членами кабинета, ответственными за реформы, с одной стороны, и руководителями конкретных отраслей экономики - с другой.
- Действительно, для меня как министра существует проблема взаимодействия с ведомствами, которые определяют общую экономическую политику. К сожалению, сельское хозяйство не всегда рассматривается как специфический сектор реальной экономики, который нуждается в продуманной системной политике на долгосрочный период. Между тем нельзя сельское хозяйство рассматривать только как сферу производства и бизнеса. Оно несет много других нагрузок, которые несвойственны иным отраслям.
Прежде всего - социальный аспект. 40 миллионов граждан связаны с этим производством, причем монопроизводством. И только эта деятельность обеспечивает им жизнь в широком смысле этого слова. Другого здесь быть просто не может. Сельское хозяйство является жизнеобразующей сферой, основой для функционирования инфраструктуры ряда смежных отраслей, существующих вне городов. Например, лесного хозяйства. От состояния сельского хозяйства во многом зависят проблемы экологии, защиты окружающей среды. Именно поэтому при формировании политики по отношению к сельскому хозяйству нужен особый подход. Но не все это понимают.
Отсюда и возникают противоречия. Одни стоят на позициях активной либерализации экономики, а другие, признавая необходимость развития рыночных отношений, выступают за государственный протекционизм по отношению к отечественному производителю, за отстаивание национальных интересов. Одно дело - либерализм как теория, а другое дело - реальная жизнь людей, реальное состояние наших хозяйствующих субъектов.
- В развитых западных странах значимость социального аспекта аграрной политики признается всеми правительствами. Так, более миллиона американских фермеров существуют благодаря прямой финансовой поддержке правительства.
- Цифры есть разные, я их сам часто привожу. Например, в общем бюджете Евросоюза статья расходов на субсидии сельскому хозяйству составляет 46%, или 40 миллиардов долларов в год. Доля государственных субсидий в стоимости сельскохозяйственной продукции в Евросоюзе составляет 49%, в США - 24%, в России - чуть больше нуля. То есть вообще несопоставимо.
В западных странах существует тенденция к либерализации рынков, но это не исключает жесткого протекционизма, когда речь идет о национальных интересах. Так, в апреле комиссия Евросоюза приняла решение о повышении таможенных пошлин на импорт российского зерна. Ставка пошлины практически запретительная, так что российский товар стал неконкурентоспособным. И тут же эта комиссия принимает решение об увеличении субсидий на мясо птицы при поставках на российский рынок.
Подчеркиваю, пошлины на зерно они увеличивали в течение месяца три раза. У нас процедурно это сделать оперативно невозможно. В соответствии с принятыми законами необходимо несколько месяцев обсуждать принимаемые меры и заранее предупреждать участников рынка. То есть наш производитель находится в явно дискриминационном положении.
- Вопрос о финансовом оздоровлении предприятий АПК стоит в повестке дня не первый год. В каком состоянии этот процесс на сегодня?
- В прошлом году правительство пошло на реструктуризацию долгов сельскохозяйственных предприятий бюджетам всех уровней. Теперь же идет речь о реструктуризации кредиторской задолженности в целом, и прежде всего коммерческих долгов.
Несомненно, эту процедуру должны инициировать и возглавить федеральное правительство и администрации субъектов Федерации. Сейчас 14 тысяч хозяйств работает с арестованными счетами. Долги этих предприятий - следствие непродуманной экономической реформы предыдущих лет. Учитывая социальный фактор, нельзя оставлять ликвидацию этого завала на селекцию рынка. Это государственная проблема - половина агрохозяйств страны не платят налоги государству, зарплату выдают натурой, развивают бартерные отношения, которые порождают серую экономику, - и подход к ней должен быть соответствующим. Минсельхоз предлагает, чтобы государство взяло на себя организующую роль в этом процессе.
Необходимо найти подход к консолидации долгов каждого отдельного хозяйства и их реструктуризации по индивидуальным бизнес-планам. Это позволит финансово оздоровить весь аграрный сектор и не требует никаких денежных вливаний со стороны государства. Причем если реструктуризация долгов государству шла на заявительной основе, то финансовое оздоровление должны проходить все предприятия-должники в обязательном порядке. Закрывать глаза на эту проблему мы не можем. Там просто прекратится жизнь.
Этот процесс должен сопровождаться параллельным принятием других мер, и прежде всего изменением таможенно-тарифной политики. При нынешней производитель не имеет мотивации к работе, так как часто он не может реализовать с прибылью результат своего труда.
- Повысилась ли эффективность использования тех небольших финансовых средств, что выделяет государство для сельских товаропроизводителей?
- Три четверти средств на господдержку выделяют регионы, а остальные поступают из федерального бюджета. Это ненормальная практика - для федерального государства более естественно, чтобы пропорции здесь были равными. Именно такое соотношение позволит выравнять экономические потенциалы регионов для достижения требуемых социальных стандартов.
Теперь государственные финансовые ресурсы проходят только по каналам казначейства. В распределении федеральных средств на поддержку агрокомплекса мы ушли от прямых дотаций. Деньги достаются только нормально работающим предприятиям по двум каналам: государство субсидирует им процентную ставку коммерческого кредита и лизинг.