Сегодня Государственная Дума приступает к рассмотрению семи вариантов законопроектов об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Необходимость скорейшего его принятия сомнений ни у кого не вызывает. Все признают, что земельный оборот фактически существует вне законодательных рамок. Не урегулированы правоотношения применительно к 12 миллионам земельных паев, которые были приватизированы в начале 90-х годов. Всем очевидно, что громадный сектор экономики до сих пор работает не по рыночным законам.
Очень важно, что не в пример Земельному кодексу представлению правительственного законопроекта "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в Государственную Думу предшествовало широкое обсуждение его в регионах, в рабочей группе Госсовета, в соответствующих комитетах Федерального собрания. Авторы этого документа утверждают, что их вариант представляет собой компромисс шести законопроектов, которые были внесены различными группами депутатов.
Руководитель рабочей группы Госсовета Егор Строев считает, что документ необходимо принимать, так как "с юридической и экономической точек зрения, практически никто не возражает против этого закона". По его словам, разработчикам законопроекта удалось высветить наиболее болевые точки, связанные с оборотом земель сельхозназначения, и организовать вокруг них дискуссию.
Позиция, занятая президентом Владимиром Путиным на апрельском заседании Госсовета такова: учитывая реальную ситуацию, сложившуюся в регионах, он предложил предоставить более широкие права субъектам Федерации по вопросам оборота земли.
Представленный законопроект решает основную задачу - оборот земли получает нормативную базу. В то же время от семистраничного документа невозможно ожидать, что все вопросы, затронутые в нем, прописаны в должной мере. Большинство экспертов отмечают, что контроль и ответственность за нецелевое и ненадлежащее использование сельхозугодий недостаточно прописаны. Эти нормы должны быть едины для всей страны.
Во время дискуссии наибольшие разногласия проявились по вопросу о предельных размерах владений. Пока законопроект препятствует формированию латифундий и устанавливает норму, соответствующую антимонопольному законодательству, - в административном районе в одном владении не может быть больше 35% сельхозугодий. Авторы проекта опасаются передавать право регионам самим устанавливать предельный размер земельных владений. Они считают, что в таком случае регионы могут установить ограничения в пределах приусадебного хозяйства. С другой стороны, предельный размер владений не может быть одинаковым для районов Нечерноземья и Юга России. Госсовет рекомендовал расширить права регионов в установлении предельных размеров владений. Тем не менее по этому пункту законопроекта в Госдуме предстоит отчаянная борьба.
Большинство регионов выступило против продажи сельхозугодий иностранцам. И дело не только в том, что основная часть наиболее ценных земель находится в приграничных районах. Многие губернаторы опасаются масштабной скупки иностранцами нашего Черноземья. Госсовет и здесь пошел навстречу регионам, рекомендовав оставить им большие права в решении этого вопроса.
Многие критики законопроекта, в частности Егор Строев, обратили внимание на то, что в нем прописан только механизм купли-продажи земли, а нормы ее оборота на правах аренды отсутствуют. Эти нормы доминируют на практике - сейчас 75% сельхозугодий используются на правах аренды. "Не замечать этого вредно, надо сблизить реалии современной жизни с нормами законопроекта", - отмечал на Госсовете губернатор. Это действительно необходимо сделать, так как во многих регионах процесс приватизации сельхозугодий еще не начинался.
Аграрный комитет Госдумы обсудил все семь проектов об обороте сельскохозяйственных земель, внесенных на ее рассмотрение. Как сообщил заместитель председателя комитета Александр Подгурский, ни один из представленных проектов не нашел полной поддержки. Так как Дума уже в первом чтении должна остановиться на одном из вариантов, комитет выдвинул ряд условий, которые авторы должны учесть при подготовке текста ко второму чтению. Практически все замечания выдвигались при общественном обсуждении документа. На вопрос корреспондента "НГ" о шансах принятия правительственного законопроекта в первом чтении Подгурский ответил, что это возможно только в том случае, если авторы согласятся со всеми рекомендациями комитета.