Пока еще не принятое, но уже готовое к реализации решение России снять свои обязательства по ограничению экспорта нефти, похоже, задело за живое остальных участников мирового нефтяного рынка. И прежде всего это касается ОПЕК.
Предположительно на 26 июня намечена очередная сессия Организации стран - экспортеров нефти, в повестке дня которой первым пунктом стоит вопрос о квотировании добычи сырья, а вторым - избрание нового генерального секретаря картеля. Предварительно 20-21 июня в Вене состоится совместное совещание представителей ОПЕК и других стран-экспортеров, не являющихся членами организации. Что касается России, то вопрос об участии нашей страны в этом "съезде" приходится рассматривать двояко. С одной стороны, Россия является крупным поставщиком топлива на мировой рынок и поэтому не считаться с ее мнением нельзя. С другой - мы уже давно не желаем продлевать в угоду картелю ограничения на экспорт, поэтому и говорить вроде с нами не о чем.
Комментируя предстоящую встречу, пока еще действующий генсек ОПЕК Али Родригес заявил следующее: "Россия не намерена и далее, во втором полугодии, лимитировать добычу нефти, переговоры затронут главным образом вопрос о будущей совместной политике ОПЕК и других стран-экспортеров". Получается, что в Вене нас уж точно не ждут с распростертыми объятиями. Кроме того, явно прослеживается упрек в том, что "необязательная" Россия не только не собирается поддержать благое дело ОПЕК и компании, но и не делала этого, несмотря на договоренности, и в I квартале текущего года. Однако Родригес не был бы Родригесом, если бы не попытался использовать все козыри, имеющиеся у него на руках, и самый главный из них - дипломатические способности, благодаря которым он уже не раз склонял руководство России на свою сторону. Генсек подчеркнул, что "ОПЕК должна объяснить России и другим странам-экспортерам, что все мы должны прийти к согласию и установить единое правило нефтяного рынка".
Рынок же пока ведет себя более чем благоприятно для того, чтобы наша страна со спокойной душой сняла с себя обременяющие договоренности. За прошлую неделю цена на нефть подобралась к 28 долл. за баррель, а некоторые аналитики предполагают, что уже на этой неделе уровень цен на отдельные дорогостоящие марки сырья (например Light Sweet) могут преодолеть и этот порог и установиться на отметке 28,35-28,80 долл. за баррель. Эксперты полагают, что с 4 апреля на рынке сформировались технические факторы, благоприятные для роста цен на нефть.
У Ирака тоже не заладились отношения с миром по вопросам экспорта своей нефти, и скорее всего далеко не последнюю роль в этом сыграл последний демарш Саддама Хусейна в сторону США, когда страна прекратила поставки сырья на месяц, правда, потом одумавшись. Хорошей новостью для Ирака стало вчерашнее сообщение о том, что Совет Безопасности Организации Объединенных Наций на этой неделе примет решение о новом режиме санкций и продлении еще на полгода программы "Нефть в обмен на продовольствие", благодаря которой страна на деньги, вырученные от продажи под контролем ООН нефти, покупает продовольствие и потребительские товары.
Новый механизм санкций рассчитан на ужесточение эмбарго на поставки товаров военного назначения в обмен на облегчение экспорта в Ирак потребительских товаров. Голосование по резолюции должно было состояться на прошлой неделе, но по просьбе России было отложено. Некоторые источники утверждают, что ради одобрения новой схемы санкций Москвой Соединенные Штаты пообещали разморозить контракты на поставку в Ирак наших товаров на сумму 750 млн. долл.
Плохой же новостью для Багдада стало то, что ООН не утвердила предложенные государственной нефтяной компанией Ирака SOMO ценовые формулы для расчетов с потребителями за поставки нефти. Официальный Багдад уже давно пытается добиться повышения цен на свое сырье, но каждый раз натыкается на недовольство ООН. Сейчас предложенные схемы расчета не понравились Великобритании, а в соответствии с нормами ООН имеет право не утвердить предлагаемые цены, если хотя бы один из членов комиссии по Ираку с ними не согласен.