Сегодня депутаты Государственной Думы должны вновь вернуться к рассмотрению поправок в Закон "О Центральном банке". Многострадальный документ, ставший жертвой ожесточенных споров между парламентариями и правительством, будет рассмотрен на совместном заседании банковского и бюджетного комитета нижней палаты. А вчера будущее Центробанка решалось в думских кулуарах.
Напомним, что камнем преткновения стали функции и число членов Национального банковского совета. Депутаты стремились максимально расширить его полномочия, тем самым усилив контроль над Центральным банком. Правительство и ЦБ, даже после смены руководства последнего, пыл парламентариев пытались ограничить. Однако вопреки установившейся практике, когда Дума принимала предложения правительства в худшем случае лишь в слегка откорректированном виде, кабинет министров и Центробанк терпели одно поражение за другим. Несмотря на сопротивление Минфина и ЦБ, представители нижней палаты приняли документ во втором чтении, а бюджетный и банковский комитеты одобрили законопроект и в третьем. Победа депутатов над финансовой твердыней, казалось, была уже близка. Но правительственным чиновникам все-таки удалось одержать верх: 26 апреля Дума подавляющим большинством голосов - 366 - вернула документ во второе чтение. Официальное объяснение - закон недоработан технически. Однако столь единодушная позиция думцев объясняется не только редакционными неурядицами в документе. В ответ на вопрос "НГ" о давлении на депутатов со стороны правительства или администрации президента источник в бюджетном комитете заметил, что без этого, конечно, не обошлось.
Правительственная позиция была изложена в письме вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, присланном в Думу в конце апреля. Кудрин мягко указал депутатам, что НБС не нужно давать полномочия по утверждению годовой финансовой отчетности Банка России, а также правил бухгалтерского учета и отчетности ЦБ. Совершенно излишним, с точки зрения министра финансов, является и право НБС привлекать Счетную палату для проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его структурных подразделений и учреждений. В письме также предлагалось установить численность НБС в количестве 12 человек, а не 13, как предлагали депутаты. При этом сократить намечалось именно число представителей от Госдумы.
Предложения правительства стали предметом ожесточенных дискуссий в Думе. Цена вопроса слишком велика как для правительства и ЦБ, не желающих ставить Банк России под контроль НБС, так и для депутатов, стремящихся покончить с непрозрачностью ЦБ и усилить влияние нижней палаты в вопросах денежно-кредитной политики. Впрочем, и здесь не все так просто: посты членов совета директоров ЦБ вакантны, в том числе и для депутатов Госдумы.
Совместное заседание комитетов было перенесено с понедельника на вторник, и вчерашний день стал днем торга и поиска компромиссов. Напряженные консультации продолжались весь день. За заседанием у руководителя бюджетного комитета Александра Жукова, последовало межфракционное совещание с участием Алексея Кудрина. В итоге депутаты пошли на уступки практически по всем вопросам. Как рассказал председатель банковского комитета Валерий Зубов, парламентарии согласились не привлекать Счетную палату для проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, а также лишить НБС функций утверждения годовой финансовой отчетности ЦБ. Уже сегодня комитеты должны рассмотреть законопроект, а в конце этой недели Госдума, возможно, окончательно примет его в трех чтениях.