Ситуация, складывающаяся в сфере энергоснабжения Ульяновской области, характерна не только для этого Поволжского региона. Она - достаточно типичное явление сегодня для многих субъектов Федерации. Из-за нехватки финансовых средств в области задолженность бюджетов муниципальных образований перед ОАО "Ульяновскэнерго" составила рекордную для региона сумму - 2,9 млрд. руб. Обыденным явлением на родине Ильича стали многочисленные отключения электричества и холод в жилых домах. В частности, в течение длительного срока температура сетевой горячей воды на 50% ниже стандарта, а летом ее просто не подают потребителям. Все это вызывает вполне мотивированное недовольство населения области, адресуемое как местным, так и центральным властям.
Сложная ситуация с электроснабжением сложилась не единовременно. Проблемы и долги накапливались в регионе достаточно долго. До недавнего времени в области существовали тарифы, которые не были экономически обоснованы. Скажем, средний тариф на начало 2001 года на жилищно-коммунальные услуги составлял менее 20%, а по некоторым муниципальным образованиям не доходил даже и до 5% себестоимости, и именно эта ценовая диспропорция была основной причиной возникновения такой большой задолженности. Нет только, пожалуй, ясного ответа на один вопрос: почему предыдущие областные власти пользовалась у электриков "режимом наибольшего энергетического благоприятствования"? Им в течение восьми лет практически бесплатно поставлялась энергия, и никаких так модных сегодня "угроз рубильником" в отношении должников тогда не предпринималось. Но где экономика подменяется идеологией и популизмом, рано или поздно все равно приходится платить по счетам.
Нынешняя администрация области вынуждена принимать в сфере энергетики достаточно жесткие и отнюдь не пользующиеся поддержкой подавляющего большинства населения региона решения - идти на резкое повышение тарифов. По ряду районов, где плата ранее составляла 5% себестоимости, она уже доведена до уровня 25-40% (хотя в интересах дела надо не менее 90%). Только в областном центре за последнее время было осуществлено два повышения тарифов. Но постоянно поднимать планку платежей, не соизмеряя их с реальными финансовыми возможностями населения, тоже, видимо, нельзя. Иначе всплеска недовольства и бунтов по образцу и подобию Воронежа не миновать, тем более что почти половина населения Ульяновской области является малообеспеченной (46% общей численности).
Может ли область сегодня самостоятельно решить энергетические проблемы? На так давно губернские власти обратились к президенту России с просьбой о выделении дополнительного финансирования в объеме 1,2 млрд. руб. для решения самых неотложных энергетических задач. Тем не менее разовые меры, по всей видимости, из глубокого энергетического кризиса область не выведут. Чтобы вылезти из этого системного провала, нужны и системные решения. В первую очередь они должны заключаться в реорганизации жилищно-коммунального хозяйства области на принципах рыночной экономики и создании в этой сфере конкурентной среды. Пока же здесь преобладают монополисты, на цену услуг которых трудно влиять рыночными методами. Сегодня они требуют только одного - средств из областного бюджета.
Энергетические проблемы - одни из самых труднопреодолеваемых для многих субъектов Федерации. Пытаясь разрешить их, губернские власти вынуждены идти на повышение тарифов, что тяжелым бременем ложится на плечи большей части населения. Руководители регионов рискуют при этом в короткий срок растерять доверие населения и столкнуться бунтами пока местного значения. В этих условиях необходимо встречное движение: постепенное повышение тарифов и снижение себестоимости поставляемой населению энергии.