Вчера премьер-министр Михаил Касьянов несколько встряхнул правительство, распорядившись ускорить работу над законом о гарантировании частных вкладов. Этому документу выпала нелегкая судьба. Еще в 1994 году Дума отклонила самый первый проект. Потом похоронила еще несколько подобных документов, так и не успев ничего подготовить до событий августа 1998-го. Страна постепенно выходила из кризиса, когда в 1999 году законопроект дошел до стола президента. Но Борис Ельцин твердой рукой наложил на него свое вето. В 2000 году Владимир Путин заявил, что стране нужна система гарантирования частных вкладов. В 2001 году ответственность за подготовку закона была окончательно возложена на Минэкономразвития, и вот уже год чиновники МЭРТа говорят, что законопроект вот-вот попадет в правительство. Однако работа над документом далека от завершения.
Последний раз о том, что законопроект уже в ближайшие дни окажется в кабинете министров, в МЭРТе говорили 10 дней назад. Тогда в беседе с корреспондентом "НГ" замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович заявил, что концептуальных претензий у заинтересованных сторон к этому документу нет. По словам чиновника, ведомствам (МЭРТ, ЦБ и Минфин, а также Главное государственно-правовое управление президента) осталось снять последние расхождения "технического характера" в таких вопросах, как размер первоначального взноса государства, государственные гарантии в случае дефицита средств, а также этапы создания системы. Сообщить какие-либо подробности об оставшихся предметах споров между ведомствами Дворкович отказался.
Между тем характер разногласий между заинтересованными ведомствами вряд ли можно отнести к разряду технических. Как рассказал "НГ" начальник департамента макроэкономики Минфина Антон Силуанов, виза министерства на документе до сих пор не стоит, и ведомство Алексея Кудрина не собирается отказываться от своих категорических возражений к последней версии документа. Минфин считает недопустимым субсидиарную ответственность государства по обязательствам коммерческих банков в случае недостачи средств в системе гарантирования, а именно это и предполагает проект. В ведомстве Кудрина уверены, что необходимо ограничиться взносом государства в "общий котел", а ни о каких дополнительных бюджетных вливаниях не может быть и речи. Другое принципиальное мнение Минфина - участвовать в системе гарантирования могут не все банки, а только "прошедшие некий отбор". Кроме того, говорит Силуанов, низкие потолки выплат не стимулируют притока крупных частных вкладов, шкалу "хотелось бы поправить".
Казалось бы, как уже не раз случалось в ситуации ведомственных противоречий, точки над "i" должен был расставить президент. Как рассказал "НГ" член комитета по кредитным учреждениям и финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев, на одном из мартовских заседаний фракции ОВР Владимир Путин высказался по всем наиболее спорным положениям законопроекта. По словам Медведева, он обратил особое внимание парламентариев на то, что система гарантирования должна быть устойчивой. А устойчивость, по мнению депутата, можно гарантировать только при условии, если, во-первых, будет установлен низкий потолок сумм выплат пострадавшим вкладчикам. Медведев считает, что по мере функционирования системы низкие планки компенсаций должны быть пересмотрены в сторону повышения. Во-вторых, устойчивость системы гарантируется и тем, что фонд в случае возникновения дефицита средств сможет пользоваться поддержкой из госбюджета.
На встрече с депутатами Путин заявил и о своей позиции в вопросе об участии комбанков в системе гарантирования частных вкладов - станет ли оно обязательным для всех сразу после вступления закона в силу или же будет носить добровольный характер до перехода частных кредитных учреждений на международные стандарты бухгалтерской отчетности, то есть с начала 2005 года. Президент предложил, чтобы система с самого начала стала обязательной для всех.
Если все будет развиваться так, как предлагает Владимир Путин, закон может вступить в силу с января 2003 года. Для этого МЭРТ должен доработать документ до лета. Однако даже если ведомству Грефа удастся найти общий язык с Минфином, законопроект вряд ли дойдет до стола президента в своем первоначальном виде. Депутаты, как обычно, обещают поправить "отдельные" положения на этапе его прохождения через Госдуму.