Первый заместитель министра финансов, председатель Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков вчера с оптимизмом заявил, что уже в июне 2002 года будет окончательно решен вопрос об исключении России из черного списка Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF). По результатам прошедших в Париже переговоров исполнительный секретарь FATF Патрик Мулетт особо отметил энергичную борьбу России с грязными деньгами, в частности то, что в короткие сроки были выполнены все необходимые условия: принят соответствующий закон и создан КФМ. Мулетт считает, что у нашей страны есть все шансы для исключения из черного списка, как только будут соблюдены все формальности и процедуры. Будучи во Франции, руководитель КФМ заключил соглашение о сотрудничестве с местной финансовой разведкой и заручился поддержкой для вступления в международную группу "Эгмонт", куда уже входят аналогичные подразделения 59 стран.
В КФМ рассчитывают, что к осени нашу страну вычеркнут из черного списка. А пока в финансовой разведке готовят "стратегический план", который собираются направить в FATF в конце мая. На предстоящей в июне очередной сессии организации Виктор Зубков собирается доложить о всех положительных сторонах развития "противоотмывочной" системы в России. По его словам, все вопросы, вменявшиеся стране, когда ее включали в черный список, уже сняты. По уровню автоматизации финансовой разведки мы превосходим многие страны мира. Не стоит забывать, что за границей такие службы создавались десятилетиями, и их работа максимально отточена. У нас же КФМ образовали практически за считанные месяцы.
Отдельная гордость России - электронная система передачи данных из коммерческих банков в финансовую разведку. Центробанк разработал систему, обеспеченную двухуровневой криптографической защитой (все данные защищаются шифрованной цифровой подписью руководителя коммерческого банка).
Правда, на одной работе КФМ, какой бы хорошей она ни была, далеко не уедешь. Сам Зубков признает, что "в черном списке находится не Комитет финансового мониторинга, а вся Россия", и судить о реальном состоянии дел будут по всей стране. Поэтому огромная доля ответственности ложится на добросовестность коммерческих банков, предоставляющих необходимую информацию финансовой разведке.
Оптимизм Зубкова не выглядит достаточно обоснованным, да и говорить на эту тему в будущем времени тоже не стоит. Поступающие из банков уже десятками тысяч данные требуют времени на их обработку, а пока никаких серьезных успехов в деятельности разведки не просматривается. Получается, что либо в России никто не отмывает грязные деньги (это невероятно), либо до КФМ достойные внимания сведения просто не дошли.
Действующая считанные месяцы система еще не зарекомендовала себя в качестве надежной. Естественно, на это обратят внимание в FATF. Но даже если в июне все-таки будет принято решение об исключении России из черного списка, то еще до осени, когда будет покончено со всеми процедурами, КФМ скорее всего продлят испытательный срок. Кстати, ходят слухи, что вся эта кутерьма с созданием "противоотмывочной" системы носит чисто формальный характер и затеяна с целью вывода России из позорного списка.