Правительство учло указание президента страны Владимира Путина о том, что у нас природные ресурсы используются нерачительно, и установило предельную границу колебаний цены работ по освоению природных ресурсов: не более 20% рыночной стоимости подобных услуг. Это правило распространяется теперь на работы, связанные с геологическим изучением недр и разведкой полезных ископаемых.
Вводимое ограничение в принципе ничего не меняет в недропользовании при существующем порядке выдачи так называемых сквозных лицензий, которые охватывают весь цикл работ на месторождении: поиск, разведку и добычу сырья.
Результаты своей деятельности недропользователь защищает в Государственной комиссии по запасам. Здесь помимо балансовых и извлекаемых запасов утверждаются и многие технико-геологические параметры месторождения, от которых в значительной мере зависит экономическая эффективность разработки месторождения. Недропользователь всегда старается показать характеристики месторождения, которые обеспечивают как можно более высокую оценку стоимости работ.
К примеру, рентабельность разработки Пильтун-Астохского нефтяного месторождения, открытого еще в советский период, была оценена в 36%. С включением этого месторождения в проект Сахалин-2 консорциум МММ ("Мак-Дермот", "Марафон", "Мицуи"), который потом трансформировался в "Сахалин энерджи", эффективность разработки стала отрицательной. По утверждению оператора проекта, ему "не удалось найти экономически обоснованный вариант освоения Пильтун-Астохского лицензионного участка".
Заинтересован ли недропользователь показать в комиссии по запасам высокую эффективность месторождения? Конечно, нет. Чем ниже экономическая привлекательность проекта, тем благоприятнее для недропользователя расчетные показатели при налогообложении, а для оператора проекта, разрабатываемого на условиях СРП, - коэффициенты как при прямом разделе продукции, так при разделе прибыльной продукции (повышается предельная величина возмещаемых затрат).
Трудно понять государственных представителей, которые согласились с тем, что разработка столь крупного месторождения с извлекаемыми запасами, превышающими 100 млн. тонн нефти, может быть убыточной. Одним гипнозом авторитета консорциума, ныне возглавляемого компанией Shell, одобрение подобного проекта освоения месторождения не объяснишь. Примечательно, что разница оценок современной и десятилетней давности как раз укладывается в коридор плюс-минус 20%, который устанавливает правительство в своем постановлении. Можно сказать, что первая оценка затрат на освоение и разработку месторождения находится на верхней, а вторая на нижней границе коридора.
Активность правительства в нормотворчестве о недропользовании оставляет странное впечатление. Рассматриваемое постановление никак не повлияет на повышение эффективности разработки месторождений. Столь же непонятно постановление о засекречивании информации о стратегических нефтяных запасах, данные о которых достаточно полно приводились на многочисленных международных конференциях по привлечению иностранных инвесторов и на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Суетливость кабинета министров скорее всего является запоздалой реакцией на то, что Минимущество под патронажем администрации президента завершает подготовку пакета законопроектов по природным ресурсам, регламентирующих использование недр, а также лесных, водных и биологических богатств страны.