На днях в Москву с трехдневным визитом прибыл премьер-министр Чехии Милош Земан в сопровождении министров экономического блока и более 60 руководителей крупнейших предприятий страны. Основная тема визита, которая, правда, не столь очевидна, - долг России перед Чехией. Изначально задолженность, оставшаяся еще со времен бывшего СССР, составляла 3,6 млрд. долл. Впоследствии часть этой суммы была выкуплена третьим лицом, и, таким образом, долг перед правительством Чехии теперь составляет всего 1,1 млрд. долл.
За время нахождения делегации в России ожидается подписание между правительствами двух стран примерно десяти документов, большая часть которых как раз и сможет урегулировать долговую проблему.
Целый ряд подготовленных соглашений связан с сотрудничеством в военно-технической сфере. Как отметил посол Чехии Ярослав Башта, их подписание будет, по сути, означать возвращение России на чешский рынок военной продукции. В частности, его страна собирается приобрести в счет долга три военно-транспортных самолета Ан-70 и семь вертолетов Ми-24 на общую сумму 300-400 млн. долл. Так Чехия может стать первым зарубежным покупателем российско-украинского самолета. Переговоры о поставке начались еще полтора года назад и, наконец, пришли к своему логическому завершению. Планируется, что машины будут изготавливаться по одной в год начиная с 2005 года. К слову сказать, помимо Чехии сейчас ведется диалог с рядом потенциальных покупателей Ан-70, в число которых входят Индия, Китай, Иран, Канада и некоторые страны Восточной Европы.
Помимо этого, Москва поставит опять же в счет долга запчасти к военной технике советского и российского производства, уже находящейся на вооружении чешской армии, на сумму 20-30 млн. долл. Прежде всего это касается нескольких десятков истребителей МиГ-21, детали к которым, возможно, начнут отправлять в Чехию в конце этого года.
Из договоров, не связанных с военно-техническим сотрудничеством, следует отметить контракт с судостроительным заводом "Северная верфь" на строительство 28 судов класса "река-море" (280 млн. долл.). Финансирование работ обеспечивает российская сторона, а потом чешский судовладелец передаст этот флот в управление нашей судоходной компании (скорее всего этим счастливчиком станет Северо-Западное пароходство), которая будет осуществлять на нем грузоперевозки, обеспечивая его рентабельность.
В ходе визита стороны намерены также подписать два договора (40 млн. долл.) о поставках чешского оборудования на российские заводы "Трансмаш" в Санкт-Петербурге и "Уралмаш" в Екатеринбурге и соглашение о предоставлении Чехией кредита в 50 млн. долл. для строительства отеля в Нижнем Новгороде. Все эти документы вкупе с ранее достигнутыми договоренностями об экспорте в Чехию российских товаров, в первую очередь ядерного топлива, на 210 млн. долл., должны практически полностью покрыть задолженность перед Чехией.
Вчера же в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялась встреча деловых кругов двух стран, продолжавшаяся более двух часов. Как заявил президент РСПП Аркадий Вольский, "нынешний уровень российско-чешского товарооборота составляет немногим более 2 млрд. долл. в год, хотя есть все возможности увеличить его уже в ближайшее время".