С этого года российское правительство, похоже, всерьез решило заняться проблемами медленно загнивающей автомобильной промышленности. Сначала были введены новые пошлины на подержанные иномарки, являющиеся основными конкурентами наших машин. А теперь в кабинетах Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) зреет идея отменить приказ Государственного таможенного комитета (ГТК) "Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств".
Напомним, что в августе 2001 года ГТК издал приказ # 847, предусматривающий, в частности, возможность применения специальной процедуры ввоза автомобилей официальными импортерами, уполномоченными фирмами-производителями. В соответствии с этим документом был утвержден перечень организаций, которые могут пользоваться правом ввоза автомобилей на основании инвойсов фирм-производителей.
Однако эта мера, направленная на облегчение самой процедуры прохождения таможенного контроля огромного количества машин, импортируемых из заграницы, не нашла должного понимания в МАПе. Обвинив ГТК в нарушении Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", министерство собирается отменить этот приказ, несмотря на его официальную регистрацию Минюстом. МАП объясняет свою инициативу тем, что "не все организации, ввозящие автомобили на территорию России, имеют право на такую процедуру".
Естественно, что такой поворот событий нисколько не радует самих автопроизводителей. Так, Автомобильный комитет Европейского делового клуба, в который входят крупнейшие мировые автопроизводители, выступает категорически против инициативы МАПа, поскольку это просто разрушит формирование цивилизованного автомобильного рынка в России. Благодаря упрощенной процедуре ввоза иномарок официальными дилерами к нам поступают автомобили, сделанные с учетом специфики страны. В таких условиях автопроизводитель гарантирует соответствующее законодательству оформление транспортного средства, а также качественное послепродажное обслуживание. В первом квартале 2002 года почти 90% иномарок ввезли в Россию официальные дилеры.
По мнению председателя Автомобильного комитета Европейского делового клуба Герхарда Хилгерта, преимущества такой системы очевидны. Иномарки, поставляемые по другим каналам, в своем большинстве покупаются на розничных рынках и не произведены специально для России. Ни производитель, ни иностранный дилер не озабочены дальнейшей судьбой таких автомобилей.
Но это еще не все. Если решение МАПа вступит в силу, то не исключено, что развитие иностранного автомобилестроения в России затормозится. Пока в законодательстве не будет стабильности, прямые инвестиции скорее всего будут отложены. Представители иностранных автопредприятий уже заявили, что отмена приказа # 847 может привести к сокращению импорта транспортных средств. Правда, назвать конкретные цифры они пока не могут. Но Европейский деловой клуб уверен, что "создание условий для осуществления цивилизованного бизнеса находится под угрозой". Герхард Хилгерт констатировал тот факт, что иностранные производители "принципиально не намерены и не собираются вмешиваться в законодательство", но просят "не менять правила игры во время самой игры".
Хотя МАП официально вынес предписание об отмене приказа, что необходимо было выполнить до 7 апреля, ГТК собирается обжаловать решение министерства. Минюст полностью разделяет позицию комитета, что для предписания не было достаточной правовой аргументации. В ГТК утверждают, что приказ # 847 направлен на профилактику таможенных правонарушений при импорте автомобилей. Установленные в приказе требования, предъявляемые к организациям, претендующим на включение в перечень, делают список абсолютно открытым: нужно только соответствовать всем этим требованиям. Поэтому ни о каком необоснованном предоставлении льгот речи нет и быть не может. В МАПе же уверены, что действие приказа нарушает российское законодательство.