Министр природных ресурсов Виталий Артюхов сформулировал основную проблему экономики страны: крайне неэффективное и нерачительное использование естественных богатств России. Выступая на расширенной коллегии своего ведомства, где были подведены итоги деятельности в 2001 году и определены задачи на 2002 год, он призвал ввести в практику работы системный подход. Прежде всего он необходим при формировании законодательной и нормативной базы, основу которой сейчас составляют документы первых лет реформ, а то и дореформенного периода.
По мнению министра, первоочередной задачей должно стать совершенствование нормативно-правовой базы в сфере недропользования и особенно в лицензировании. Недавно на заседании Госсовета президент страны Владимир Путин отметил, что по углеводородному сырью обязательства выполняют лишь 54% держателей лицензий. "Надо понять, насколько принципы лицензирования в этой сфере разумны и обоснованны", - сказал президент.
На коллегии отмечалось, что характерными нарушениями лицензионных обязательств являются несоблюдение сроков начала освоения месторождений, невыполнение установленных объемов добычи сырья, неплатежи в бюджет за пользование недрами. Низок контроль за соблюдением технологии добычи сырья. Отработка только высокодебитных участков месторождений привела к чуть ли не двукратному снижению коэффициента извлечения нефти. Все это объясняется отсутствием рычагов административного воздействия на нарушителей законодательства о недрах.
В отчетах всех служб министерства отмечается низкий уровень финансирования, недостаточное техническое обеспечение и острый дефицит высококвалифицированных кадров.
Финансирование в природопользовании всегда и везде осуществляется за счет ренты. Виталий Артюхов признал, что в прошлом году министерство не смогло доказать правительству необходимость резкого увеличения размеров платежей, например, за водные и лесные ресурсы. Явно не хватает средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ). В последние годы объем добычи сырья превышает открытие новых его запасов, хотя существовал налог на воспроизводство МСБ в размере 10% выручки от реализации добытой продукции. Однако компании, а особенно регионы и федеральный Центр поступления по этой статье чаще всего использовали не по назначению.
Теперь этот налог отменен, а механизм финансирования рисковых поисковых геолого-разведочных работ не создан. Государство стремится переложить эти работы на компании, а те при существующем порядке выдачи лицензий не особенно в этом заинтересованы. Дело в том, что практически все разведанные месторождения имеют недропользователя. У многих нефтяных компаний объем запасов на 70-80 лет. Не случайно министр Виталий Артюхов на коллегии высказал предложение о необходимости законодательно ограничить предельно допустимые размеры лицензируемых участков недр.
Среди первоочередных задач, кроме совершенствования нормативно-правовой базы (внесение поправок в Закон "О недрах" и в "Положение о порядке лицензирования пользовании недрами"), министерство поставило перед собой задачу в 2002 году добиться в Комиссии ООН по разграничению континентального шельфа защиты интересов России. Еще в прошлом году в эту комиссию был представлен пакет материалов, полученных в ходе выполнения региональных геолого-физических исследований в Северном Ледовитом океане. В них содержится доказательство шельфового характера дна океана площадью 1,2 млн. кв. км. Прогнозные ресурсы этого участка - 4,9 трлн. тонн условного топлива. Положительное решение Комиссии ООН способствовало бы укреплению геополитических позиций нашей страны.