ПРОЕКТ программы приватизации на 2002 год - неотъемлемая часть бюджета - должен быть утвержден Государственной Думой, то есть стать законом. Поэтому неудивительно, что документ был представлен в нижнюю палату одновременно с бюджетом. Его выполнение должно обеспечить наполнение бюджетной статьи "Доходы от приватизации" (18 млрд. руб.). Проект программы, разработанный правительством, предусматривает продажу госпакетов акций 312 открытых акционерных обществ и приватизацию 141 федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП).
При нынешнем составе Госдумы трудно предположить, что программа будет отвергнута. Тем не менее депутаты, озадаченные поиском скрытых доходов, заложенных в бюджете, в первую очередь займутся переоценкой приватизируемого государственного имущества. Так, заместитель председателя бюджетного ГД Михаил Задорнов уже в первых комментариях отметил, что депутаты наверняка повысят планку доходов по этой статье раза в три. То, что доходы по этой статье занижены, фактически признал и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, который еще до отправления проекта бюджета в Госдуму признал наличие возможности увеличить бюджетное задание по доходам от приватизации на 16-17 млрд. руб.
В принципе депутаты правы, когда оценивают планируемое к приватизации имущество гораздо дороже, чем чиновники Минимущества. Однако рассчитывать получить реальную стоимость мешает тяжкий груз ошибок первого этапа приватизации, отсутствие опыта участия в управлении акционерными предприятиями.
В документе не скрывается, что основные поступления ожидаются от приватизации пакетов акций крупных предприятий, привлекательных для инвесторов. Среди них выделяется "Связьинвест", "Славнефть" и другие предприятия нефтегазового комплекса, ряд морских торговых портов. Вполне очевидна несостоятельность надежд авторов программы на привлечение стратегического инвестора во все названные компании. Сам размер пакетов акций большинства предприятий, предполагаемых к продаже, вряд ли заинтересует кого-либо, так как он в большинстве случаев меньше блокирующего (25% + одна акция). При состоянии нашего корпоративного права мелкие пакеты акций не могут привлечь даже портфельного инвестора. Бесправное положение миноритарных акционеров в России всем хорошо известно. Интерес к таким пакетам может проявиться только в том случае, если на каком-то предприятии до сих пор не определился собственник и хотя бы одного акционера приобретение делает владельцем контрольного пакета.
Авторы программы не совсем правы, когда основные поступления связывают с продажей 25% минус две акции "Связьинвеста". Надежды могут не оправдаться, так как компания находится в стадии реструктуризации. Джордж Сорос стал, или станет в ближайшее время, владельцем ее блокирующего пакета и надеется в полной мере защитить свои интересы. С Соросом, конечно, придется считаться - трудно найти более благоприятный случай, чтобы доказать международному сообществу серьезность правительственных заявок об улучшении инвестиционного климата. Если учесть, что процесс реорганизации может затянуться, то пока компания не представляет интереса для инвестора.
Предлагаемый пакет не дает владельцу особых прав. Не исключено, что интерес того же Сороса резко возрос, если б в пакете было ровно 25% акций. За такой пакет он мог бы и побороться. Только в этом случае можно надеяться на то, что он еще раз выложит 1,8 млрд. долл. Сейчас же рыночная стоимость акций компании на 80% ниже той, по которой осуществилась продажа блокирующего пакета. Учитывая все перечисленные факторы, стоимость выставляемого пакета едва ли превысит 400 млн. долл.
Вполне очевидна несогласованность действий авторов программы с начинаниями чиновников из МЭРТ. Казалось бы, что, пока идут структурные преобразования в системе телекоммуникаций, можно было бы подождать с реализацией государственных пакетов "Связьинвеста" и ряда региональных предприятий связи. Аналогичная ситуация и в электроэнергетике: на продажу выставляются пакеты "Иркутскэнерго" и "Ярэнерго", хотя всем известно, что предстоит реформирование РАО "ЕЭС России". Пакет акций "Иркутскэнерго" способен существенно повлиять на процесс реформирования в Сибири.
Непонятна логика авторов программы в реализации пакетов акций всех речных портов, за исключением блокирующего пакета АО "Осетровский речной порт". Примечательно, что в это же время ФСФО возбудило процедуру банкротства этого речного порта. Может случиться, что и приватизировать будет нечего.
Предполагается полная приватизация госпакета ОАО "Изумрудные копи Урала" (55,04%). Но в таком случае необходимо в корне изменить законодательство по сбыту и обороту, включая экспортно-импортные операции, драгоценных камней. Невозможно вести бизнес под постоянной угрозой обвинения в нарушении многочисленных ограничений или в контрабанде.
Особо необходимо отметить поспешность в проведении приватизации ряда предприятий агропромышленного комплекса. Настораживает то, что правительство освобождается от блокирующих пакетов акций элеваторных хозяйств. В условиях неразработанности антимонопольного законодательства бесправное положение сельхозпроизводителей только ухудшится.
В перечне производств, подлежащих разгосударствлению, обращает на себя внимание наличие большого количества предприятий племенной и селекционной направленности. Как поясняют авторы программы, причины этого в том, что "в настоящее время они утратили первоначальное производственное назначение и их прежняя специализация сохранилась только в названии". Но в этом виновато только правительство. Необходимость подобных предприятий очевидна, но они могут существовать только при активной помощи государства. Ясно, например, что только государственная поддержка машиностроителей сдвинула с мертвой точки обновление парка сельскохозяйственной техники. Именно такого же подхода требуют племенные и селекционные предприятия.
По проекту подлежит приватизации вся киноиндустрия. Замечание Михаила Задорнова, что предприятия этой отрасли "давно ничего не стоят", не соответствует действительности. Он забыл, что "в придачу" к этим предприятиям авторы законопроекта прилагают земельные участки, "на которых они расположены, в целях повышения стоимости и инвестиционной привлекательности". Правда, само государство получит не очень много. Можно ли повысить доходы от приватизации, если стоимость самих участков в соответствии с Земельным кодексом чисто номинальная? А ведь их рыночная стоимость намного превышает стоимость основных фондов киностудий.
В случае продажи практически мертвых хозяйствующих субъектов нужно освободиться от шаблонных процедур. Прежде всего нужно задаться вопросом: что же приватизируется? Земельный участок "Мосфильма"? Громадный комплекс зданий НИКФИ на Ленинградском проспекте у метро "Аэропорт"? Разумнее в подобных случаях снять производственный камуфляж при приватизации. И инвесторов окажется больше, и цена значительно возрастет.