"ИМЕТЬ сегодня запасы драгоценных камней - экономическая бессмыслица для решения тех задач, которые стоят перед государственным фондом", - заявил заместитель министра финансов, руководитель Гохрана России Валерий Рудаков. Он высказался за то, чтобы впредь фонды формировались исключительно за счет металлов как продукции наиболее ликвидной и соответствующей в наибольшей мере духу и назначению государственных резервов. "Поэтому мы продаем камни и на вырученные деньги покупаем металл", - подытожил заместитель министра.
Действительно с развитием технологий драгоценные камни потеряли свою стратегическую ценность, а как валютные резервы они не обладают высокой ликвидностью. Более того, относительно небольшие объемы разовой реализации камней способны обрушить весь мировой рынок. Не следует забывать о трудности учета и стоимостной оценки запасов, которая к тому же является экспертной, что не исключает проявления субъективизма и личной заинтересованности. С металлами все прозрачнее и проще: стоимостная оценка их запасов известна в любой момент времени. Так что реализация этого предложения значительно уменьшит число провоцирующих ситуаций для сотрудников Гохрана. Правда, следует заметить, что быстрое воплощение его в жизнь может подорвать и без того хрупкий рынок необработанных алмазов.
По мнению Валерия Рудакова, этот рынок ждут не лучшие времена, так как разработка новых месторождений в Канаде, Анголе, Ботсване и ряде других стран через несколько лет может создать условия для усиления конкуренции среди поставщиков алмазного сырья. Именно поэтому, по его мнению, в последние годы в стратегии "Де Бирс" наблюдаются новые тенденции.
Россия же в этих условиях, считает заместитель министра, должна обрабатывать внутри страны все алмазное сырье, а экспортировать только бриллианты и ювелирные изделия. Тогда угроза конкурентного рынка необработанных алмазов, по его мнению, будет распределена среди сотен огранщиков, у которых будет свой рынок, своя ниша и так далее. "Это тот кардинальный путь, по которому должна идти Россия", - подчеркнул руководитель Гохрана.
На замечание корреспондента "НГ" о том, что проблемы рынка необработанных алмазов не решить уходом на рынок бриллиантов, так как между ними существует жесткая корреляция, заместитель министра повторил свой тезис: "Сотне диамонтеров легче разместить свой товар, чем мы одним потоком будем гнать за рубеж сырые алмазы". Но вопрос же не в том, что как-нибудь продать, а по какой цене. Заявление руководителя Гохрана никак не опровергает тот факт, что кризис на рынке сырья начинается на рынке ювелирных украшений. Предлагаемая стратегия всемерного развития ограночного производства в стране никоим образом не решает проблему стабильности работы российского алмазо-бриллиантового комплекса. Никто же не гарантирует внутренний спрос на ювелирные изделия в 5-6 млрд. долл. в год даже через полвека, а сейчас 98% бриллиантов экспортируется. Если все сырье будет граниться внутри страны, то вывоз составит около 99%, а там диамонтеров с бриллиантами на продажу и своих хватает.
Позиция руководства Гохрана на полное удовлетворение потребности отечественных гранильщиков в алмазном сырье всегда крепнет в преддверии очередного подписания торгового соглашения России с "Де Бирс". "Доминантой своей политики в отношениях с "Де Бирс" мы считаем развитие нашей гранильной промышленности и первоочередное удовлетворение ее потребности в сырье", - подчеркнул заместитель министра.
Тем не менее Валерий Рудаков отметил, что сотрудничество с "Де Бирс", продолжится, но это уже будут договорные отношения АК "АЛРОСА" и южноафриканской компании, то есть - партнерство двух субъектов рынка. АК "АЛРОСА" считает эти связи полезными, в частности, компания получает информацию о рынке, о ценовой и ассортиментной политике крупнейшего мирового производителя сырых алмазов, отметил руководитель Гохрана.
Между тем позиция государства по условиям соглашения с "Де Бирс" сейчас разрабатывается в рабочей группе межведомственной комиссии под руководством Алексея Кудрина. Группа к концу июля сформулирует свое представление о соглашении с "Де Бирс", а к концу августа - началу сентября можно надеяться, что межведомственная комиссия примет рекомендации по условиям торгового соглашения АК "АЛРОСА" и "Де Бирс", сообщил заместитель министра и успокоил, что "на рынке необработанных алмазов не стоит ждать каких-либо революционных изменений".
Руководитель Гохрана отметил, что рынок хоть и медленно, но либерализуется уже в течение десяти лет. Прогресс есть. Либерализован рынок ювелирных изделий: ювелиры освобождены от квотирования и лицензирования своей экспортной продукции.
Основные трудности при либерализации рынка драгметаллов и драгкамней обусловлены тем, что российским законодательством они отнесены к валютным ценностям и потому попадают под действие закона о валютном регулировании. Отсюда все строгости учета их оборота. То есть необходимо вывести их из категории валютных ценностей, считает Валерий Рудаков.