-ВАША организация по своей природе является одним из институтов, способствующих глобализации мировой экономики. Россия готовится в ближайшее время стать членом другой глобальной организации - ВТО. Как вы оцениваете этот процесс?
- Российский национальный комитет Международной торговой палаты (РНК МТП) - это организация, которая создана для защиты отечественного бизнеса, содействия его интересам, формулирования по ключевым вопросам его единой позиции, расширению возможностей взаимодействия наших предпринимателей с международным бизнес-сообществом. Что касается процесса глобализации, то следует учитывать, что мы рассматриваем его через призму социальных, экологических и других исключительно важных элементов мирового и национального развития. Тема присоединения России к ВТО становится в обозримой перспективе приоритетной для экономической жизни страны. Важно понимать, каковы последствия открытия Россией своих экономических границ┘
- Существует мнение, что вступать в ВТО необходимо как можно быстрей, поскольку международная конкуренция придаст импульс развитию отечественного производства.
- Я не верю в ВТО как в панацею. Если Россия завтра, допустим, вступит в ВТО, то никаких чудесных изменений в экономике не наступит. О негативных последствиях лично я говорить пока не готова - необходимы тщательные исследования. И главная-то беда сегодня заключается в том, что никто подобные изыскания не проводит. Есть политическое решение - вступить в ВТО. Хорошо. В принципе бизнес-сообщество это поддерживает, но задает вопрос: насколько сегодня страна к этому готова? Как это отразится на ее экономике, финансах, благосостоянии граждан? Я этого не знаю. И, похоже, политические власти тоже не знают. А может быть, знают, но почему-то открыто эта тема в обществе не звучит.
- И все же вступление России в ВТО, на ваш взгляд, - это способ заставить российскую экономику стать более цивилизованной и эффективной?
- Вступление в ВТО должно стать результатом определенного пути, который экономике страны еще надлежит проделать. И этот путь мы должны преодолеть совместно - и бизнесмены, и население, и политическое руководство. А не отдельно. Пока лишь политическое руководство идет какой-то своей отдельной дорогой и принимает решения, а потом нас ставит в известность. У нас не так давно была встреча в Национальном комитете, где руководители 30 крупнейших российских компаний, депутаты Госдумы, представители Таможенной академии собрались, чтобы неформально обменяться мнениями по многим вопросам, в том числе и по ВТО. И на этой встрече прозвучала характерная реплика одного из китов российского бизнеса: "Вот сейчас нас вступят в ВТО, а что потом с этим делать, мы не знаем┘"
- А как вы думаете, что в ближайшее время страна будет "делать с ВТО" или ВТО - со страной?
- Нам в настоящий момент на западных рынках, кроме сырья, предложить нечего. Впрочем, мы за рубеж можем продавать свой интеллектуальный потенциал. Но для этого вступать в ВТО необязательно. Присоединение страны к ВТО - это не просто вопрос о том, сможем ли мы что-то продавать и откроется ли для нас рынок. Это более широкий вопрос: хотим ли мы в настоящий момент быть инкорпорированы в мировую экономику?
- И как решать эту проблему?
- Международный опыт, который нам имеет смысл принять во внимание, говорит о том, что европейские страны очень долго и тщательно готовятся к любым процессам в рамках глобализации. Так, Великобритания крайне осторожно предпринимает шаги по углублению своего участия в Евросоюзе. В течение многих лет расходуются миллионы фунтов на экспертную работу сотен специалистов, например по вопросу о принятии евро как единой валюты ЕС. Изучаются все вероятные последствия на уровне всех отраслей, вплоть до рентабельности какой-нибудь овцеводческой фермы на юге Англии.
- В России от мысли, что "где-то есть ВТО", и до желания вступить в эту организацию прошло не больше года┘
- Если посмотреть исторически, то мы около десяти лет занимаемся этим вопросом. Но где результат? Я как член российского общества прошу: расскажите нам, какие исследования были проведены, какие институты этим занимались, какие существуют цифры, объективные, конечно┘ Я хочу знать, когда экономика страны действительно будет готова к вступлению в ВТО? Не нужно фарисействовать и, создав комиссию в рамках одной организации, говорить: вот мы с бизнесом ведем переговоры. Этого недостаточно: российский бизнес в целом мало знает о ВТО и тем более о том, что означает для него присоединение страны к этой организации.
- Необходимы какие-то крупные экспертные центры, которые должны вести независимые масштабные исследования?
- Конечно! И только так! Пока все обсуждения по ВТО напоминают давно знакомое "поставить галочку": вот тариф отменили, вот бизнес высказался. Бурные аплодисменты. Но нам же не это нужно. Мы же говорим о судьбе страны, что будет с населением, как изменится жизненный уровень┘
- У вас нет ощущения поспешности наших реформаторов? Сейчас, может, снова настал очередной момент истины, когда по серьезнейшему экономическому вопросу принимается непродуманное политическое решение, как это было в 1992 году?
- Во времена Гайдара вся страна как бы "открывала для себя Америку" - рыночную экономику. Было сделано много ошибок, которых, вероятно, можно было бы избежать. С тех пор прошло 10 лет. Наверное, мы чему-то научились. Не собирается же нынешнее руководство страны продолжать пользоваться методом проб и ошибок. Вопрос о членстве в ВТО должен быть прописан в рамках единой промышленной политики страны. У нас же ее как фундаментального плана действия нет. Есть только политическая воля. Но этого, повторяю, недостаточно.