ОБЪЕМ иностранных инвестиций, привлеченных в российскую экономику, в 2000 г. составил 10,958 млрд. долл., из них на долю прямых инвестиций пришлось 4,429 млрд. долл. Такие данные были представлены на состоявшемся в Центре стратегических разработок очередном заседании рабочей группы по инвестиционному климату в России в рамках работы Консультационного совета по иностранным инвестициям. Лидирующими отраслями, получившими в прошлом году самое большое количество иностранных средств, стали торговля и общественное питание (17,8% всех вложений) и транспорт и связь (17,8%). Вопреки многим ожиданиям в топливно-энергетический комплекс страны зарубежные инвесторы вложили всего 621 млн. долл. (5,7%), а в строительство - 86 млн. долл., или 0,8%.
Сложившаяся в прошлом году на мировых рынках весьма благоприятная для основных статей российского экспорта конъюнктура цен позволила говорить о некоторой стабилизации экономики страны. Однако эту стабилизацию, фактически основанную только на продаже российского сырья, вряд ли можно назвать успокаивающей, и тем более надежной. Без постоянного солидного потока инвестиций отечественная экономика не сможет прочно встать на ноги. К сожалению, прошедший год не стал для России годом активизации структурных реформ в экономике, а состояние инвестиционного климата в стране даже ухудшилось из-за возросшего административного давления на предпринимателей и инвесторов.
Причины, по которым иностранный капитал не спешит в Россию, лежат в несовершенстве нормативно-правовой базы, неэффективной защите прав собственников, проблемах корпоративного управления, затянувшегося перехода на международные стандарты бухучета.
Правда, в ближайшее время в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", будут внесены изменения, которые существенно упростят все согласования и получение разрешительной документации.
В области защиты прав собственников и инвесторов уже наметились положительные сдвиги, хотя по-прежнему это является весьма слабым звеном, существенно снижающим желание потенциальных инвесторов вкладывать деньги в российскую экономику. Предпринимателей особенно тревожит незащищенность от действий государства, связанных с принудительным изъятием имущества. Для решения этой проблемы сейчас российское правительство пытается разработать четкие законодательные нормы, исключающие возможность необоснованного, произвольного и некомпенсационного изъятия имущества. Однако проект Федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ (национализации)" уже вызвал шквал критики и недовольства неоднозначностью толкований и огромным количеством оставленных в нем неувязок и лазеек, причем как для недобросовестных чиновников, так и для жуликоватых предпринимателей.
Претензии иностранных инвесторов относительно российского налогового законодательства касаются по большей части чрезмерного количества налогов, взимаемых с бизнеса, и, что более важно, трудностей с определением фактической базы налогообложения. Многие аналитики указывают на то, что российская налоговая система препятствует привлечению отечественных и иностранных инвестиций как из-за своей усложненной структуры, так и из-за способов, которыми она реализуется. К сожалению, успехи реформирования фискальной системы в 2000 году весьма скромны. Приняты только четыре главы второй части Налогового кодекса, и оценка их весьма неоднозначна.
Участники рабочей группы обсудили концепцию создания Государственного инвестиционного агентства (ГИА), которое будет отвечать за реализацию политики привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В настоящее время эти функции распылены между рядом ведомств, что приводит к несогласованности действий и неэффективному использованию ресурсов. Создаваемое на базе Минэкономразвития РФ ГИА должно решить три основные задачи: создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов, генерирование инвестиций, курирование инвесторов, оказание им информационно-консультативных услуг и защита их прав. В планах создателей агентства - привлечь в экономику страны до 2005 года дополнительно 10 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.