Пожары, участившиеся в последнее время во многих регионах России, в очередной раз подтверждают расхожее мнение об ужасном состоянии не только жилых, но и производственных зданий и помещений.
Согласно статистике, всего в прошлом месяце только в столице произошло 1183 пожара. Больше всего их было в жилых домах (979 случаев), а меньше всего - в детских, лечебно-профилактических учреждениях и в складских помещениях производственных предприятий. Безусловно, вину за все эти пожары можно возложить на тех, кто должен проверять состояние помещений, - пожарный надзор. Почему недосмотрели? Между тем достаточно вспомнить историю с закрытием одной известной газеты именно из-за несоблюдения требований противопожарной безопасности. И тогда, и сейчас со всех сторон звучат претензии по поводу многочисленных проверок, осуществляемых различными надзорными органами. Причем в ряде случаев считается, что предъявляемые требования необоснованны и препятствуют предпринимательской деятельности.
Недовольство тем, как исполнительная власть излишне контролирует российскую экономику, привело к необходимости создания специальной межведомственной комиссии по дерегулированию. В подготовленном Российским центром экономических реформ при правительстве РФ докладе "К проблеме дерегулирования российской экономики" в очередной раз доказывается, что действия госучреждений, с которыми бизнесмены общаются с момента регистрации предприятия, тормозят развитие рынка. Однако это не все факторы, мешающие работать предпринимателям. Критике были подвергнуты и рейды санэпидемиологического и пожарного надзора. В частности, РЦЭР рекомендует правительству упразднить Госпожнадзор, рассмотреть целесообразность существования СЭС, экологической милиции, ГИБДД, системы медицинских вытрезвителей. Их мотивировка проста: Госпожнадзор относится к числу тех государственных органов, "которые независимо от их официального предназначения и теоретически предполагаемой пользы реально превратились в организации, единственной функцией которых является вымогательство взяток".
Однако упразднение многочисленных контролирующих органов, упрощение регистрации, лицензирования и экспертизы, вряд ли значительно повысят уровень противопожарной защиты. Предлагаемая замена государственных надзорных органов частными компаниями, в том числе страховыми организациями, не сможет кардинально изменить ситуацию к лучшему, считают эксперты. Наоборот. Преследуя исключительно коммерческие интересы, эти организации значительно снижают требования пожарной безопасности, поскольку желание бизнесменов свести к минимуму собственные затраты на обеспечение необходимых требований подчас сильнее риска сгореть.
Тем не менее аргументы пожарных в этой ситуации обоснованны, поскольку предприниматель, рискующий собственным имуществом в случае возникновения пожара, в первую очередь обратится все-таки к государственной организации. В результате государство будет вынуждено увеличить расходы на обслуживание подобных предпринимательских рисков. А расходы немалые. Проведенный анализ деятельности Госпожнадзора показывает, что ежегодно предотвращается в среднем до 900 тыс. пожаров с суммарным материальным ущербом на сумму 75-85 млрд. руб. Впрочем, в проигрыше по-прежнему останется государство.