В преддверии нового тысячелетия практически все государственные ведомства подводят итоги уходящего года и определяют то, на что не хватило времени в предыдущем. На этой неделе одним из первых, кто сделал почин, явилась крупнейшая российская отрасль - железнодорожная. На состоявшемся расширенном заседании коллегии Министерства путей сообщения РФ руководство отраслью подвело итоги года и определило основные направления деятельности на будущий год, учитывая предстоящую реорганизацию.
О том, что в отрасли много проблем, железнодорожники говорят уже не первый год. Однако сами по себе они не исчезнут. Не решая их, нельзя говорить и о каких-то планах. Одна из самых серьезных проблем, с которой сталкивается железнодорожное руководство, это продолжающийся износ основных фондов. Тем не менее министр путей сообщения Николай Аксененко заверил, что объемы и качество перевозок из-за этого в ближайшее два года не пострадают и будут сохранены. Между тем очевидно, что если уже сейчас не приступить к решению этого вопроса, то в самое ближайшее время это приведет к непоправимым последствиям и загонит отрасль в еще более сложное положение. Пока безопасность движения на железной дороге удается поддерживать на должном уровне. Но другой вопрос - как долго удастся продержаться железнодорожникам? Так, за последние четыре года количество крушений сократилось практически в десять раз. Но самый главный результат, как считают в МПС, - за прошедший год не было ни одного трагического случая, приведшего к гибели пассажиров, несмотря на то что услугами этого вида транспорта воспользовались порядка 2,5 млрд. человек.
По расчетам министерства, для поддержания должного уровня перевозок и технического усовершенствования отрасли ежегодно необходимо минимум 110-120 млрд. руб. Напомним, что в течение последних десяти лет в условиях отсутствия государственной поддержки парк пассажирских вагонов обновлялся недостаточно, что привело к увеличению износа основных фондов фактически до 50%. Не секрет, что с 1998 года объемы собственных инвестиций железнодорожников увеличиваются. В этом году было вложено порядка 80 млрд. руб., чего все же явно недостаточно. Руководство МПС надеется, что в будущем году инвестиции в отрасль увеличатся до 100 млрд. руб.
Руководитель этого ведомства Николай Аксененко считает, что положительные тенденции в развитии российской экономики были обеспечены, в числе прочих факторов, и сдерживанием уровня тарифов на железнодорожные перевозки. Как известно, тарифную паузу МПС выдерживало около двух лет. А транспортная составляющая имеет большое значение при формировании цены для потребителя. При этом МПС удалось уменьшить издержки на перевозки продукции фактически в 2 раза. Однако в настоящее время железнодорожники уже не в состоянии сохранять тот же уровень цен. Впрочем, министр полагает, что возобновить сдерживание тарифов возможно. Тем не менее произойдет это не раньше чем через 2-3 года.
Что же касается споров вокруг вопроса о регулировании тарифов, то, по словам министра, никакой проблемы в отношениях МПС и Министерства по антимонопольной политике не существует. "МПС будет строго придерживаться того уровня тарифов, который будет устанавливать межведомственная комиссия", - заявил он.