ЗА ПОСЛЕДНИЕ годы российская таможня стала, пожалуй, одним из самых надежных источников дохода федерального бюджета: таможенные платежи составляют от 30 до 40% всех поступлений. В минувшем году каждый таможенник заработал для государства более 3 млн. руб. Деятельность этого ведомства можно назвать весьма успешной. Действительно, основным критерием эффективности этой службы является выполнение контрольных заданий по обеспечению доходов в бюджет государства, а с этим российская таможня справляется. Можно сказать, что в результате реформ, проведенных с 1994 года, создана многофункциональная, технически оснащенная таможенная служба, которая органично интегрирована во внутренне- и внешнеэкономическую систему государства. Об общем состоянии дел российской таможни и шла речь на состоявшемся недавно II Всероссийском совещании руководителей таможенных органов Российской Федерации.
С момента первого совещания прошло шесть лет, и за это время в таможенной системе произошли значительные изменения, которые и позволили наладить эффективно действующую систему по поступлению значительной доли доходов и пресечению различного рода правонарушений. На каждый вложенный в развитие таможенной системы рубль в прошлом году государство получило отдачу более 43 рублей. Так, только за десять месяцев этого года в доход государства перечислено более 280 млрд. руб. Причем в этом году несмотря на уменьшение на 6% объемов вывозимых товаров прирост платежей, взыскиваемых при импорте, вырос на 27%, доля таможенных платежей в ВВП составила 5,3%.
Было выявлено свыше 150 тыс. нарушений таможенных правил, возбуждено 2918 уголовных дел, из них 1961 по статье 188 УК РФ (контрабанда). Общая стоимость изъятых товаров составила 6,9 млрд. руб. Принимаемые по борьбе с контрабандой наркотиков меры позволили изъять в текущем году около 6000 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, включая 200 кг героина, 125 кг опия, 700 кг марихуаны. Комментируя характер таможенных правонарушений, председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин отметил, что более 30% из них связаны с попытками обойти валютное законодательство России.
Кроме подведения итогов, перед участниками совещания стояла задача, исходя из современных экономических реалий и анализа нынешнего состояния и возможностей таможенных органов, определить стратегию деятельности и основные пути развития таможенных структур Российской Федерации. Основные направления совершенствования системы были представлены в разработанной "Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на период 2001-2003 гг.". В мировой практике уровень требований к качеству работы таможни возрос: сокращение, упрощение и автоматизация таможенных процедур, полнота сбора платежей, защита населения от импорта вредной, опасной и некачественной продукции, сокращение уровня контрабанды, повышение степени соблюдения таможенных правил являются обязательными условиями повышения конкурентоспособности любой национальной экономики. И, естественно, Россия не может оставаться в стороне от этих мировых процессов. Формальное ужесточение таможенного контроля и усложнение таможенных процедур будут только тормозить интеграцию России в мировую экономику. Именно поэтому требуется упразднение неэффективных или излишних таможенных процедур, введение оптимальных тарифов как для экспортеров, так и для импортеров и создание единой информационно-технической среды таможенной деятельности.
Разработанная программа призвана решить ряд насущных задач. Она предусматривает упрощение процедур таможенного оформления и контроля, создание укрупненных центров таможенного оформления, максимальное развитие информационных технологий и автоматизированных систем управления, совершенствование и реализация тарифной политики, развитие института таможенных брокеров, обновление нормативно-правовой базы таможенной деятельности.
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться из федерального бюджета.
Таможенники надеются, что в результате реализации программы будет достигнут качественно новый уровень таможенного администрирования, который, безусловно, послужит развитию экономики России. В идеале после реализации программы планируется создание более благоприятных условий для ускорения внешнеторгового оборота страны, что оздоровит сферу внешнеэкономической деятельности. Достижение же полноты сборов таможенных платежей явно пойдет на пользу федеральному бюджету.
При общем явно оптимистичном тоне совещания главных таможенников страны, естественно, не обошлось без освещения довольно серьезной для современной российской таможни проблемы. Речь идет о соблюдении российского законодательства самими таможенниками, а попросту говоря - о коррупции. Председатель ГТК с сожалением отметил, что в 2000 году были зафиксированы многочисленные попытки самих таможенников нарушить закон. Так, только за первую половину нынешнего года в адрес таможенников поступило 136 протестов и 83 предписания прокуратуры на незаконные действия, причем 74% этих заявлений были удовлетворены. В текущем году в суде с участием ГТК рассматривалось более 70 исков на сумму свыше 350 млн. руб., при этом 40% судебных решений были приняты не в пользу таможни, а 67 работников были осуждены. Такие факты говорят о наличии серьезной кадровой проблемы, причем сам Ванин признал, что, судя по действиям таможенников, у многих из них отсутствует элементарная правовая грамотность. Однако вряд ли дело заключается только в незнании самими работниками таможни юридических тонкостей (что само по себе уже нонсенс). Гораздо более серьезную проблему представляет коррумпированность части персонала, что серьезно подрывает доверие ко всей системе. В этой связи необходимо отметить, что подразделение собственной безопасности за последнее время весьма активизировало свою деятельность. Так, количество уголовных дел, возбужденных по материалам собственной службы безопасности, за последние два года выросло вдвое.