РЕФОРМА банковской системы является необходимым условием выживания всего кредитного сектора экономики России. Именно этой теме были посвящены недавние парламентские слушания, состоявшиеся в Совете Федерации. Участники слушаний отметили, что банковская система России постепенно преодолевает последствия кризиса 1998 года и адаптируется к современным экономическим реалиям. В основном решены задачи восстановления способности кредитных организаций оказывать базовый комплекс услуг, сохранено жизнеспособное ядро банковской системы, а также получила развитие тенденция роста совокупного капитала, наметившаяся в 1999 году. Однако в целом этот процесс нельзя назвать слишком успешным. Банковская система до сих пор испытывает недостаток работающих и одновременно ликвидных активов. Остается недостаточной кредитная активность банков. Уровень рисков банковской деятельности, существующий в настоящее время, остается достаточно высоким. Увеличение объема кредитования реального сектора экономики по-прежнему невозможно без роста уровня системных рисков.
За два года преодолена только острая фаза, но докризисного уровня банковская система может достигнуть только в следующем году. По мнению председателя банковского комитета Госдумы Александра Шохина, одной из основных причин такого замедленного возрождения является несовершенство банковского законодательства, которое Шохин назвал "просто провальным". По мнению депутата, работа в этой области является малоэффективной: правительство, Центробанк и президентская администрация не могут выработать компромиссного решения по нескольким законам.
Во вступительном слове Шохин отметил, что лично у него складывается впечатление, что президентская администрация никак не может решить, под какие персоналии "делать" реформу.
Первый заместитель председателя Центрального банка РФ Татьяна Парамонова, комментируя оценки экспертов Международного валютного фонда о недостаточно высоких темпах банковской реформы в России, заметила, что "если под реструктуризацией понимать разделение банков на жизнеспособные и нежизнеспособные, то у нас практически нет банков, имеющих признаки для отзыва лицензии, поэтому реструктуризация по существующему законодательству осуществлена".
Одними из важнейших направлений реформы Парамонова назвала рекапитализацию банковского сектора, а также внедрение новых банковских технологий, включая развитие системы пластиковых карт, более широкое использование расчетов по Интернету, для чего необходимо ускорить прохождение законов об электронной подписи и электронных переводах платежей. По мнению зампреда ЦБ, в области новых банковских технологий мы отстаем от мирового сообщества, и если в ближайшее время ситуация кардинально не изменится, то российской финансовой системе вряд ли будет возможно соответствовать мировым стандартам. Особо зампред Центробанка отметила необходимость перехода на мировые стандарты бухгалтерской отчетности. Парамонова также осветила позицию Центробанка по постоянно возникающему вопросу о выведении функций банковского надзора из полномочий Центробанка. По ее словам, ЦБ РФ не считает нужными какие-либо изменения в этой области в течение ближайших лет. Гораздо важнее поднять качество надзора и приблизиться к международным стандартам оценки рисков.
В ходе парламентских слушаний были выработаны рекомендации Федеральному собранию Российской Федерации и правительству РФ. В частности, Федеральному собранию рекомендуется продолжить работу по совершенствованию законодательства о банкротстве кредитных организаций, подготовить изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", направленные на обеспечение доступа к бюджетным и другим финансовым ресурсам на конкурсной основе или через специализированные кредитные организации с участием государства, одновременно урегулировать в федеральном законодательстве вопросы участия государства в капиталах кредитных организаций.
Необходимо также законодательно уточнить функции Агентства по реструктуризации кредитных организаций. В качестве вариантов предлагается трансформация АРКО в государственный институт, ответственный за процедуру ликвидации банков, или в государственную корпорацию по гарантированности сохранности и возврата вкладов.
В целях защиты интересов вкладчиков и восстановления их доверия к банкам следует ускорить работу по законодательному обеспечению гарантий депозитов физических лиц.
Не обошли вниманием парламентарии и проблему рационализации налогового законодательства в банковской сфере. Предлагается, в частности, снижение ставки налога на прибыль банков до уровня, предусмотренного для предприятий нефинансовой сферы.
Правительству Российской Федерации и Центробанку предложено в сжатые сроки провести инвентаризацию банковской системы, определив, какие действующие кредитные организации являются нежизнеспособными, завершив процесс их ликвидации, решить вопрос о принципах управления банками, чье оздоровление осуществлялось силами АРКО. Необходимо также продолжить осуществление комплекса мер по повышению информационной открытости и прозрачности банковской деятельности в соответствии с международными принципами банковского надзора и завершить переход к международным стандартам бухгалтерского учета. Парламентарии также указали на необходимость консолидации системы кредитных организаций с участием государства, осуществив выход правительства РФ из капитала кредитных организаций с долей государственного участия менее чем 50%, и разработать программу развития банков, в капиталах которых сохраняется более значительная доля государства.