НА ПРОШЕДШЕМ расширенном заседании коллегии Министерства путей сообщения фактически были подведены итоги работы отрасли в наиболее пиковом летнем сезоне. Похоже, что те, кто простаивал в очередях за железнодорожными билетами, это лето запомнят надолго. Но и для самих железнодорожников оно на самом деле стало нелегким. В период летних перевозок на южном направлении рост объема пассажирских перевозок оказался весьма значительным и составил более 120% к уровню предыдущего года. Объяснение столь ажиотажного спроса довольно простое. За последнее время в отличие от значительно подорожавших услуг авиатранспорта железнодорожные тарифы оставались сравнительно доступными, хотя тоже неоднократно корректировались. Несмотря на то, что в первые дни сезона железная дорога не могла справиться с перевозкой возросшего потока отдыхающих, в целом проблема летних пассажироперевозок все же была решена. Однако финансовые результаты за 9 месяцев этого года показали рост убытков в дальнем следовании на 52, а в пригородном - на 49%. За это же время, как заметил первый заместитель министра Александр Целько, органами исполнительной власти субъектов Федерации компенсировано менее 40% убытков от пригородных перевозок. Если МПС удастся договориться с руководством регионов о выплате 50%, то компенсация убытков составит в текущем году чуть более 12%. Подсчитывая убытки, Николай Аксененко заметил, что в этом году их денежный эквивалент составит порядка 27-28 млрд. руб. Значительно улучшившиеся в плане погашения задолженности отношения с правительством Москвы сегодня позволяют руководству МПС надеяться на получение 830 млн. руб. из 4,6 млрд.
Николай Аксененко ни в коей мере не отказался от идеи той концепции, которая представлялась 9 ноября на заседании правительства. Видимо, несмотря на жесткую критику со стороны оппонентов, он по-прежнему уверен в том, что это единственно верный путь для вывода железнодорожной отрасли из кризиса.
Однако реформа реформой, а инвестиций как не было, так и нет. Вряд ли можно железнодорожникам рассчитывать на какие-то инвестиционные вливания, пока не движется структурная реформа отрасли. Дефицит инвестиций в обновление основных средств в текущем году, по данным МПС, составит около 40 млрд. руб. В 2001 году, по прогнозам министерства, уровень инвестиций составит 100-105 млрд. руб. В основном это будут собственные средства министерства. Но глава МПС Николай Аксененко как всегда настроен оптимистично и надеется, что в 2002 году уже будут разделены государственные и хозяйственные функции железнодорожного ведомства, что создаст условия для привлечения внешних инвестиций. Анализируя нынешнюю ситуацию, министр отрицал расхожее мнение о том, что сегодня основные фонды находятся в кризисном состоянии.