0
1125
Газета Экономика Интернет-версия

21.10.2000 00:00:00

Судьба вторичного сырья

Тэги: лом, металл, закон


В СКОРОМ времени в Государственной Думе начнется обсуждение законопроектов, регулирующих деятельность по сбору и переработке металлолома. Уже практически год эта сфера привлекает к себе внимание как депутатов Госдумы, так и правительственных чиновников, вплоть до главы государства, подписавшего ряд указов. Основная проблема лома цветных металлов - массовые хищения кабелей и проводов с линий электропередач, что сопровождается гибелью сотен людей от высоковольтных разрядов, перерывами в электроснабжении и затратами на восстановительные работы.

Что касается рынка лома черных металлов, то у него свои проблемы, из которых главная - систематический недобор сырья. После распада СССР Россия получила дополнительное преимущество по сравнению с другими бывшими союзными республиками - сегодня в нашей стране из промышленного оборота выбывает около 27 млн. тонн черных металлов в год, а весь отечественный металлургический комплекс за год может потребить максимум 11 млн. тонн. Во времена плановой экономики избыток металлолома распределялся среди металлургов других республик. Сейчас же появляется возможность реализовать этот избыток на внешних рынках. Если раньше основную его часть составляли промышленные отходы, то к настоящему моменту основная часть черного лома - это амортизационный, ибо сейчас происходит массовое выбытие техники, которая вводилась в эксплуатацию в 70-е годы. По оценкам экспертов, доход может составить 1 млрд. долл. в год.

Пока эта возможность остается только в теории. Современная Россия по уровню сбора лома катастрофически далека от рекордного уровня, свободно достигавшегося в советское время. Это значит, что за десять лет ежегодного недосбора черного лома на территории России накопилось боле 100 млн. тонн. Сможет ли ломоперерабатывающая промышленность превратить эти залежи в сырье для металлургии - во многом зависит от того, насколько грамотно будет организована работа отрасли. Рынок металлолома долгое время был обделен вниманием государства как с точки зрения приемлемой законодательной базы, так и с точки зрения контроля за предприятиями, осуществляющими заготовку и переработку металлолома.

При нынешнем кризисном состоянии ломоперерабатывающей промышленности вскрывается явная заинтересованность металлургов в слабой подотрасли. Но в отличие от прошлогодних слушаний в этом году интересы сторонников разных точек зрения более очевидны. Впервые к обсуждению будут привлечены сами ломопереработчики. Необходимость их участия объясняется нежизнеспособностью предыдущих, казалось бы, хорошо написанных нормативных актов, когда при их реализации возникала масса противоречий и неясностей, затрудняющих работу и самой отрасли, и контролирующих органов. Это приводит к тому, что на сегодняшний день большая часть (60%) черного металлолома в России заготавливается мелкими фирмами, в большинстве своем не платящими налогов, не имеющими нужного оборудования, больше похожих на торговые лавки, чем на промышленные предприятия. В то же время специализированные предприятия вторчермета, оснащенные всем необходимым оборудованием, загружены лишь на 25-30%. Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и технологиям Петр Щелищ считает, что единственным возможным вариантом регулирования рынка черного лома является его укрупнение. То есть приемом вторсырья должны заниматься те, кто имеет соответствующее техническое оборудование, стоимость которого не меньше 2 млн. долл.

Директор петербургского ЗАО "Вторчермет" Евгений Балашов считает, что ситуацию должно было изменить последнее постановление правительства по лому, где говорится, что получить лицензию сегодня может только технически оснащенное предприятие. Это позволит отсечь дельцов, которые арендуют кран и участок под склад, не связываясь с легковесным металлолом, для которого требуется пресс, превращающий груды ржавого железа в пакетированное сырье. Этот процесс сегодня практически не рентабелен. Заготовка, транспортировка, переработка и доставка легковесного лома обходится дорого (в среднем 700-800 руб. за тонну), а на внутреннем рынке при существующем избытке лома цены на пакеты из легковесного лома составляют 900-1000 руб. Экспорт же ограничен пошлиной. В итоге получается, что из недособираемого лома большую часть составляет "легковес". К этой категории относятся корпуса автомобилей и прочие конструкции из листов толщиной менее 6 мм. Такой лом под открытым небом окисляется полностью в течение 3-5 лет, и, по мнению экологов, именно он наносит максимальный вред окружающей среде.

Таким образом, главной задачей остается четкое формирование государственной политики в области утилизации черного лома, ориентированной в большей степени не на запретительные меры, а на организацию эффективной ломоперрабатывающей промышленности, способной содействовать решению одновременно экономических и экологических проблем. Кстати, очень часто чиновники, желающие внести свои коррективы в управление рынком лома, ссылаются на безвозвратное исчезновение стратегического сырья, имея в виду при этом исключительно экспорт. Но ведь, уходя за рубеж, металлолом возвращается реальными валютными поступлениями, в то время как несобранное железо действительно исчезает безвозвратно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
545
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2269
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1493
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1122

Другие новости