0
922
Газета Экономика Интернет-версия

05.10.2000 00:00:00

По колее, проложенной многими странами

Тэги: МПС


12 ОКТЯБРЯ в правительстве Российской Федерации состоится обсуждение Концепции структурного реформирования Министерства путей сообщения. Как уже неоднократно отмечалось, основное положение реформы заключается в разделении функций государственного и хозяйственного регулирования деятельности отрасли между МПС и создаваемым РАО "Российские железные дороги".

Большинство стран мира прошло через акционирование и приватизацию своих железных дорог. Как показывает история, от этого никто не пострадал: ни рядовые пассажиры, ни компании-операторы, ни государства, в ведении которых сохранилась вся инфрастуктура отрасли. Напротив, каждая заинтересованная сторона в той или иной степени выиграла от реструктуризации крупнейшей железнодорожной монополии.

Впрочем, чтобы не быть голословными, в подтверждение можно привести опыт реформирования железных дорог целого ряда государств. Сравнение тем более интересно, что страны, о которых пойдет речь, сильно отличаются друг от друга в плане финансово-экономическом, общественно-политическом и даже географическом.

К 1999 году практически был завершен процесс приватизации железных дорог Бразилии. В настоящее время большинство бразильских компаний концентрирует свои усилия на восстановлении приходящих в упадок линий, ремонте, модернизации связи и замене подвижного состава, которые находились в нерабочем состоянии, будучи в ведении федеральных или региональных властей.

Руководство страны уверено, что модернизация железных дорог необходима для восстановления их позиций на рынке перевозок грузов и пассажиров, утраченных за последнее десятилетие и перешедших к автомобильному транспорту. Например, шесть частных железных дорог, созданных на базе федеральных (RFFSA), в 1998 году инвестировали 300 млн. бразильских реалов (169,7 млн. долл.) в реализацию плана, направленного на 8-процентное увеличение объема грузовых перевозок.

Практически все компании и консорциумы, которым они принадлежат сегодня, имеют концессии от правительства сроком на 30 лет. Очевидно, что все они проводят активную инвестиционную политику. Многие ведут строительство новых линий и веток, что, в свою очередь, способствовало привлечению новых грузов - от нефтехимических до кофе, сахара и пива. Так, в 1998 году грузооборот компании Central Atlantic Railway (FCA) на 33% превысил уровень предыдущего года.

Этот пример не единичен. В начале 90-х годов аргентинская пригородная железнодорожная система Буэнос-Айреса была почти парализована и находилась на грани закрытия. Решение правительства о приватизации привело к полной трансформации эксплуатационных норм и уровня обслуживания пассажиров. Первоначальной задачей правительства были сохранение пригородной сети в работоспособном состоянии и выход из ситуации, когда нормой стала отмена поездов, невыполнение расписания, плохое состояние подвижного состава и ряда станций. Объявленный конкурс выиграли три частные компании. Они получили концессии со сроком действия до 10 лет, в которых оговаривались конкретные задачи.

Улучшения стали заметны практически сразу же после завершения в 1995 году приватизации. Концессионеры работали даже лучше, чем ожидалось. Оговоренные в контрактах задачи были выполнены за меньшие сроки, в то время как объемы пассажирских перевозок росли неожиданно высокими темпами.

Инвестиции под предложенные проекты оценивались в размере 7,5 млрд. долл. Соответственно операторы выразили заинтересованность в продлении сроков действия концессии. Они взяли на себя обязательства по обновлению и увеличению подвижного состава, строительству новых веток и пересадочных узлов, электрификации некоторых ответвлений.

Опыт Великобритании в этой сфере показывает, что британские железнодорожные компании-операторы миновали сложный и болезненный этап приватизации в удовлетворительном состоянии. Однако проблема улучшения показателей эксплуатационной деятельности и точности соблюдения расписания движения поездов до сих пор актуальна как для операторов пассажирских перевозок (ТОС), так и для администрации грузовой компании Railtrack.

Самым обнадеживающим фактором для ТОС является рост перевозок. Методы разные. Здесь и совершенствование маркетинга, и четкая тарифная политика, и повышение уровня обслуживания. Плюс к этому оживление перевозок в дальних сообщениях и пригородных в районе Лондона, особенно связанных с деловыми поездками.

Созданная в результате приватизации структура оказалась эффективной с точки зрения сокращения расходов и установления присущей частному сектору дисциплины. Однако остается и ряд проблем. Одна из наиболее значимых - опоздание поездов. Около 80% опозданий, приписываемых Railtrack, происходят по вине компаний, которые несут ответственность за текущее содержание, ремонт и модернизацию подвижного состава.

Аналитики, прогнозируя ситуацию на железных дорогах Соединенного Королевства, считают, что выход возможен только при повышении надежности инфраструктуры, привлечении инвестиций в новые технологии и оборудование, а также внедрении новейшей методики управления на железных дорогах.

Реорганизация государственных железных дорог (SJ) Швеции направлена на поиск оптимальных решений в условиях дерегулирования этого вида транспорта. Швеция одна из первых начала процесс реструктуризации и разделения функций эксплуатации и содержания инфраструктуры. Этот способ рассматривается как единственно возможный для привлечения новых операторов, сокращения издержек и роста перевозок.

SJ сохраняют монополию на несубсидируемые пассажирские перевозки в дальнем сообщении. При этом аналитики отмечают стабильный рост такого рода перевозок. Вместе с этим более 10 частных компаний и групп получили право на выполнение субсидируемых перевозок в масштабах страны. К тому же Швеция открыта для компаний-операторов из других стран, в то время как рынок железнодорожных перевозок последних закрыт, например, для SJ наличием национальных монополий.

Особый приоритет на SJ имеют поездки с деловыми целями и соответственно мероприятия по повышению уровня обслуживания именно этой категории пассажиров: упрощению парковки, процедуры приобретения билетов, благоустройству бизнес-залов на вокзалах, развитию услуг в поездах. Еще одна категория перевозок, заслуживающая особого внимания, - поездки частных лиц и поездки на отдых. На поощрение их развития направлено предложение недорогих билетов.

Что касается Норвегии, то инвестиции в новый подвижной состав в этой стране являются элементом программы создания нового имиджа пассажирских перевозок. Появление поездов дальнего следования с вагонами новой модификации стало последним этапом этого процесса (вагоны с наклонными кузовами, т.е. со смещенным центром тяжести, позволяющие достигать большей скорости и еще целого ряда преимуществ в технических характеристиках).

Продолжавшийся несколько лет процесс структурной реорганизации железных дорог Норвегии (NSB) завершился в 1999 году разделением функций эксплуатации и содержания инфраструктуры. Причем эксплуатационные компании по междугородним, региональным и пригородным перевозкам действуют как самостоятельные. Маркетинг отдельных сообщений (дальних, пригородных, региональных) ведется независимо и направлен на создание современного имиджа, ориентированного на конкретного потребителя.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что реформирование железных дорог различных стран не просто осуществляется, оно приносит максимальную выгоду экономике. И хотя это сопряжено со многими трудностями, конечный результат оправдывает издержки, которые возникают в переходном периоде.

Можно отметить, что разработчики российской Концепции структурного реформирования железнодорожного транспорта постарались учесть опыт не только вышеприведенных, но и других стран мира в этой сфере. Остается надеяться, что на пути реализации российской Концепции не возникнет лишних трудностей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1406
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости