ВЫСТУПЛЕНИЯМИ руководителей национальных делегаций в общей дискуссии и двусторонними переговорами в четверг завершилась в Праге очередная ежегодная сессия Международного валютного фонда и Всемирного банка.
"Глобализация, приносящая расцвет международной экономике, но при этом все более углубляющая раскол между небольшой горсткой богатых государств и основной, бедствующей, массой стран на всех континентах, не может в таком виде далее развиваться", - эту мысль председательствовавшего на сессии министра финансов Южно-Африканской Республики Тревора Мануэля поддержали большинство его коллег, выступивших в прениях. Она же заставила хотя бы на словах поддержать идею коренной реконструкции обеих международных организаций их руководителями.
Исполнительный директор МВФ Хорст Келер попытался сразу сформулировать новые задачи фонда, сделав акцент на поддержке безынфляционного экономического роста. По его словам, МВФ должен остаться международным центром, обеспечивающим стабильность финансовой системы на планете, обретя при этом открытость к дискуссиям и переменам. Глобализация должна приносить выгоду всем, считает Келер, и МВФ в тесном сотрудничестве со Всемирным банком должен и будет этого добиваться. Отражая многочисленные словесные атаки на свою организацию, в том числе со стороны молодых уличных манифестантов, шеф МВФ выразил мнение, что мир нуждается в таком институте, каким является фонд, без него в сфере финансов мог бы наступить хаос. Но, с другой стороны, руководство МВФ отныне будет мерить всех своих 182 членов одинаковым метром, не забывая ни о ком и никому не давая преимущества. Вместо латания финансовых дыр системой спешных кредитов руководители МВФ теперь намерены обратить главное внимание на предотвращение кризисных ситуаций в различных регионах мира. К тому же будущие рекомендации фонда конкретным странам будут по возможности соответствовать тамошним культурным и историческим традициям.
В свою очередь, президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон поддержал претензии представителей многих стран к системе ныне существующих высоких торгово-таможенных барьеров, мешающих проникновению товаров из развивающихся стран на рынки высокоразвитых государств. Соответствующий анализ экспертов ВБ показывает, что ежегодные расходы слаборазвитых государств на преодоление подобных барьеров вдвое превышают размеры предоставляемой им финансовой помощи. Как добавил к этому Хорст Келер, снижение в мировом масштабе уровня таких барьеров хотя бы наполовину принесло бы развивающимся странам дополнительно от 110 до 140 млрд. долл. в год, а число людей, живущих в бедности, за 15 лет могло бы снизиться примерно в два раза.
Свежая статистика МВФ и ВБ говорит о том, что сейчас на планете около 1,2 млрд. человек живут не более чем на 1 доллар в день, а 2,8 млрд. - на 2 доллара в день. Многие участники пражской сессии призывали к тому, чтобы был достигнут не словесный, а действительный прогресс в процессе снижения или полного списания долгов 40 беднейшим государствам, а соответствующая помощь стран - членов OECD выросла бы с нынешних 0,24% ВВП до 0,7%. В долларовом выражении это составляет примерно 100 млрд.
В свою очередь, прозвучали претензии в адрес стоящих с протянутой рукой представителей развивающихся стран. Они сами могли хотя бы отчасти способствовать улучшению ситуации в национальной экономике, усилив борьбу, например, с коррупцией или погасив многочисленные очаги внутренних или региональных вооруженных конфликтов. Кроме того, трудно признать нормальным, когда 5-10% населения в некоторых беднейших странах получают большую часть национального дохода.
Комментируя по горячим следам итоги пражской сессии МВФ и ВБ, многие аналитики скептически относятся к прозвучавшим здесь идеям и предложениям, считая, что большинство из них уже принималось на подобных заседаниях обоих финансовых институтов и в прежние годы. В частности, Марк Сингер из компании "Экспандиа" полагает, что попытки МВФ решить проблемы глобальной экономической стабильности выглядят малоубедительными, поскольку мировая экономика - это живой организм, равновесия в котором можно добиться лишь попытками стабилизировать развитие в отдельных странах. Западные специалисты считают, что имеющиеся у МВФ данные о состоянии и перспективах мирового экономического развития носят весьма приблизительный характер. Фонд не имеет полномочий, необходимых для наведения прокламируемого порядка в своей сфере, да и не должен их иметь. Его дело - играть роль доброжелательного и заботливого советника, консультанта. Ну и, конечно, преждевременно говорить о способности предотвращения МВФ и Всемирным банком новых финансовых кризисов. Действенность зависит от пока еще не созданных способов, с помощью которых можно проводить профилактику подобных явлений.
Прага