Похоже, что конфликт между Министерством путей сообщения (МПС) и РАО "ЕЭС России" урегулирован. Стороны нашли точки примирения и решили все проблемы за столом переговоров. С этого момента применение таких чрезвычайных мер, как отключение электроэнергии на железных дорогах, становится невозможным.
Сесть за стол переговоров энергетиков и железнодорожников заставила патовая ситуация, когда различные предприятия обеих структур имеют долги друг перед другом, но не в состоянии по ним расплатиться. Началось все с энергетиков, которые в одностороннем порядке, нарушив свои обещания, с мая 2000 года стали повышать тарифы на электроэнергию для железнодорожников. При этом само РАО "ЕЭС России" страдало от таких мер, так как срывался график поставок угля на электростанции. Однако железнодорожники не стали принимать ответные жесткие меры, такие, как остановки железнодорожных составов с углем, на котором работает большинство электростанций. И это при том, что задолженность энергетиков за перевозки угля на сегодняшний день составляет свыше 1 млрд. руб.
Готовность сторон пойти на уступки друг другу выразилась в подписанном 31 августа между МПС и РАО "ЕЭС России" протоколе о расчетах за взаимные услуги. Согласно этому документу с 31 августа расторгаются подписанные еще 26 января соглашения двух монополистов о согласовании тарифной политики и о централизованном погашении задолженности за взаимные услуги. Теперь расчеты за электроэнергию, поставленную после 1 июля 2000 года, происходят децентрализовано между отдельными предприятиями МПС и "ЕЭС России". Вчера стороны закончили сверку счетов за взаимные услуги по состоянию на 1 августа и обязались расплачиваться между собой исключительно деньгами. Вся взаимная задолженность будет выплачена равными долями в соответствии с графиком, который составят МПС и РАО "ЕЭС". Так, МПС взяло на себя обязательство погасить задолженность региональным АО-энерго, оставшуюся после платежей в соответствии с протоколами, утвержденными ранее.
Одновременно крупнейшие естественные монополисты пошли на взаимные уступки и в отношении тарифов. Так, РАО "ЕЭС России" компенсирует расходы железнодорожников, возникшие у последних в результате повышения цен на электроэнергию, которая используется для тяги поездов. Из-за высоких тарифов у транспортников с февраля
2000-го года накопился долг в размере 416 млн. руб. Он будет компенсирован тем, что с сентября 2000 по апрель 2001 года железнодорожникам будут предоставлены скидки на потребляемую ими электроэнергию. В свою очередь, МПС на тот же период снизит тариф на перевозки экибастузского угля на Черепетскую и Троицкую ГРЭС.
Теперь все спорные вопросы - от перевозок угля для РАО "ЕЭС России" и до отключений энергоснабжения железных дорог будет решать рабочая группа из представителей РАО "ЕЭС России", Министерства путей сообщения и Министерства энергетики. После того как стороны пошли на взаимные уступки, можно говорить, что поводов для взаимных обвинений у них будет меньше.