ВТЕЧЕНИЕ ближайших полутора лет завершится широкомасштабная реструктуризация угольной отрасли России. Это значит, что все потенциально рентабельные шахты будут окончательно приватизированы. Оставшиеся нерентабельные будут закрыты, шахтеры - уволены. Все это должно быть сделано до 2003 года, к тому же времени правительство прекратит субсидирование всех существующих шахт.
РЕНТАБЕЛЬНЫЕ ВЫЖИВУТ, НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЕ - УМРУТ
Конечная цель реструктуризации - создание к 2003 году частных самофинансируемых компаний, которые самостоятельно будут обеспечивать потребность России в угле. К настоящему моменту уже приватизированы "Кузбассразрезуголь", "Красноярскуголь", "Междуреченскуголь". К концу этого года будет завершена приватизация "Кузбассугля", "Кузнецкугля", "Хакасугля", "Читаугля" и "Востсибугля". После приватизации потенциально рентабельных шахт из средств федерального бюджета им будут предоставлены инвестиции на развитие, которые предприятия через несколько лет должны будут вернуть. Планируется, что к 2003 году они станут приносить прибыль, и потребность их в государственной поддержке не возникнет.
Однако существует второй аспект этой проблемы - закрытие нерентабельных шахт, являющихся градообразующими. Так, к настоящему моменту уже закрыто 150 из них, в связи с чем начинает разрушаться инфраструктура городов. Выход из этой ситуации в переориентировании уволенных шахтеров и их семей на другие виды деятельности, которые помогут им выжить. Но для этого требуются значительные средства, так как фактически предстоит переориентировать целые города на создание новых производств (мукомольные комбинаты, птицефабрики и т.д.).
Чтобы решить все эти проблемы, в 1996 году российское правительство обратилось к Международному банку реконструкции и развития (МБРР) с просьбой предоставить средства. Этим было положено начало "угольным займам", которые идут только на структурную перестройку отрасли. Они относятся к так называемым связанным кредитам и поступают непосредственно в бюджет России при выполнении определенных условий. Главное из них - это реализация программы, целью которой является создание бездотационной конкурентоспособной угольной отрасли. С 1996 года Банком реконструкции и развития было выделено уже 1,3 млрд. долл. Кроме того, он содействовал получению от Японии 800 млн. долл. на те же цели.
МБРР ХОЧЕТ ЗНАТЬ, КУДА ПОТРАЧЕНЫ ЕГО ДЕНЬГИ
Но у Банка есть закономерный вопрос: как и на что именно тратятся выделяемые им деньги? Новые кредиты предоставляются только в случае выполнения предыдущих условий, МБРР проводит регулярные проверки, касающиеся реформирования угольной отрасли. Например, в 1998 году выделение транша было приостановлено. Прибывшего в Россию руководителя миссии МБРР по угольному проекту Гани Ашрафа не удовлетворило то, что не выплачиваются зарплаты и пособия уволенным шахтерам и непоследовательно ведется работа по реформированию отрасли.
Однако в начале этого года российское правительство проинформировало МБРР о том, что условия выделения транша уже выполнены, и пригласило миссию для проверки. По ее результатам миссия МБРР должна сделать вывод - выполнены ли условия реструктуризации и можно ли уже предоставлять оставшиеся два транша. Визит миссии МБРР, возглавляемой тем же Гани Ашрафом, завершился в конце прошлой недели. Он совпал со специально организованным 9 августа заседанием Ассоциации шахтерских городов (АШГ) в Ростове-на-Дону. Это позволило делегации МБРР поговорить непосредственно с участниками реструктуризации на местах. Причем выбор региона весьма характерен - в Ростовской области наибольшее число нерентабельных шахт. Так, сюда направляется более 20% всех дотаций в угольной отрасли, а добывается всего 6% угля. Проверка проходила по следующим позициям: эффективность использования средств, выделяемых на закрытие шахт, социальную защиту уволенных шахтеров; развитие инфраструктуры городов и замена ветхого жилья.
МБРР ОСТАЛСЯ ДОВОЛЕН
По словам руководителя миссии Гани Ашрафа, в ходе проверки возникло два вопроса по реализации программы. Первый касается предоставления "угольного пайка" (гарантированных средств уволенным шахтерам). Деньги из федерального бюджета на него были перечислены, однако в ходе общения с мэрами шахтерских городов Ашраф выяснил, что они практически ничего не получили. Вторая проблема - средства, которые были выделены на социальную сферу и создание рабочих мест. У руководителя миссии возник вопрос: почему эти средства не были использованы до конца?
В то же время Ашраф остался доволен работой, которую правительство проделало по техническому закрытию шахт и социальным выплатам высвобожденным работникам. Он даже считает ее "достойной подражания" для других стран. Теперь главной задачей остается решение проблемы поддержания экономики городов после закрытия в них шахт. В этой связи особую роль приобретают администрации самих городов. Так, главной проблемой, которую они решали на заседании Ассоциации, являлась процедура передачи ответственности от ликвидационных комиссий к мэрам шахтерских городов. Особенно это касается порядка финансирования ремонта и реконструкции инфраструктуры, сноса ветхих домов и переселения уволенных шахтеров.
Ростов-на-Дону - Москва