Бендукидзе не может реализовать свои права собственника на "Красном Сормове".
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
ПОСРЕДНИЧЕСТВО полномочного представителя президента в Нижегородской области Сергея Кириенко не помогло Кахе Бендукидзе изменить устав предприятия, основным акционером которого он является. На последнем собрании "Красного Сормова" за изменения в уставе проголосовало 68%, в то время как надо было набрать 75%. Решающим оказался голос представителя Нижегородского комитета имущественных отношений, проголосовавшего против изменений. Уже тринадцатое за последние полтора года собрание акционеров не может окончательно разрешить проблему управления заводом. Основной владелец предприятия гендиректор ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе методично проводит одно за другим внеочередные собрания акционеров, надеясь не "мытьем так катаньем" провести нужное решение. Главная цель - увеличение членов совета директоров пропорционально своему пакету акций - около 37%. Технически это можно сделать, только внеся изменения в устав завода. Пока по действующему уставу 4 из 9 членов совета директоров назначаются государством, а не выбираются акционерами. Таким образом, государство, владеющее около 34% может назначать 4 своих членов и довыбирать остальных. Бендукидзе же, владеющий не меньшим пакетом, может провести в совет директоров только 2 своих представителей. Это противоречит существующему закону об акционерных обществах, согласно которому совет директоров может формироваться только на выборной основе.
Результатом противостояния стало решение двух судов Ирбитского (Екатеринбург) и Басманного межмуниципального (Москва), по которым назначенным лицам запрещалось принимать участие в заседаниях совета директоров. На проведенном 20 июня собрании акционеров и был выбран такой совет без назначенных членов. В него вошел и сам Бендукидзе, а председателем был избран представитель Фонда федерального имущества (РФФИ) Дмитрий Мазепин. Однако через месяц одним из членов совета директоров было созвано альтернативное собрание акционеров, но уже с участием назначенных членов и высших менеджеров завода, в частности генерального директора Николая Жаркова, противостоящего Кахе Бендукидзе. На нем председателем совета был избран представитель Нижегородского комитета имущественных отношений Станислав Антюганов.
Ситуация двоевластия грозила перерасти в конфликт с уголовными преследованиями, так как по решению уже двух судов совет директоров, близкий к менеджменту самого завода, был объявлен незаконным. В урегулирование конфликта вмешался полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, сам когда-то работавший на этом заводе. За две недели до последнего голосования он встретился с курирующим оборонку вице-премьером Ильей Клебановым, главой Минимущества Фаридом Газизуллиным и председателем РФФИ Владимиром Малиным. После встречи он направил им письма, в которых уже как представитель президента официально изложил свою точку зрения. Он выступил против планируемой продажи государственного пакета, находящегося у Фонда федерального имущества (8%), и за передачу его Минимуществу, у которого уже есть 25,5% акций. По мнению Кириенко, это необходимо сделать для того, чтобы госпакет находился в одних руках и по этому вопросу была четкая и внятная позиция. Таким образом, удалось бы избежать разнобоя в голосовании, когда председателем одного совета директоров является представитель Российского фонда имущества, а другого - представитель Нижегородского комитета имущественных отношений. В обмен на это генеральный директор "Красного Сормова" принял решение о прекращении борьбы против установленного законом порядка формирования совета директоров на основе выборности.
Как заявил Кириенко Нижегородскому телеграфному агентству, необходимо сформировать "круглый стол", в котором примут участие и представители трудового коллектива", что поставит "все на свои места". Однако маловероятно, что "круглый стол" кардинально изменит ситуацию. Конфликт закончится после того, как государственный пакет будет объединен в одних руках и у высших менеджеров будет уверенность, что, придя на завод, Каха Бендукидзе их не уволит. Если пакет будет объединен в конце сентября до четырнадцатого внеочередного собрания акционеров, то у Бендукидзе есть реальный шанс на то, что изменения в устав все-таки будут внесены.