Очередной раунд "стального диалога" между Министерством экономического развития и торговли, российскими металлургами и представителями американского департамента торговли был перенесен на сентябрь. Перенос встречи, которую планировалось провести на этой неделе, произошел по инициативе американской стороны. Как полагают эксперты, американцы отложили эту встречу из-за неоконченного процесса реформирования российского Министерства экономического развития и торговли - они не знают, с кем им вести переговоры. Сами переговоры в рамках диалога касаются только глобальных вопросов металлургической отрасли (планы и стратегии ее развития, сбор статистической информации и т.д.). Как сообщил корреспонденту "НГ" высокопоставленный источник в Минторге, цель "стального диалога" - сближение позиций обеих сторон.
Впрочем, отложенная встреча никак не затрагивает тот весьма ожесточенный спор, который в настоящее время ведут металлурги России и США. Сейчас отечественные металлургические компании пытаются добиться пересмотра так называемого Всеобъемлющего соглашения по экспорту стали, а также договора по экспорту горячекатаного листа. Главным предметом обсуждения на переговорах являются цены на горячекатаный лист.
Дело в том, что сейчас цены на металл на американском рынке начинают понижаться. Однако в соглашении между Россией и США они зафиксированы на определенном уровне, ниже которого россияне не могут продавать свою продукцию на американском рынке. Поэтому, обладая достаточно большой квотой на экспорт горячекатаного листа, Россия не может ей воспользоваться из-за слишком низких цен на свою продукцию.
Такая ситуация сложилась в результате двух соглашений, подписанных в июле 1999 года: Соглашения о приостановлении антидемпингового расследования в отношении горячекатаного листа и Всеобъемлющего соглашения по всем видам стали, экспортируемым из России в США. Тогда россияне пошли на добровольное ограничение своего экспорта в обмен на прекращение антидемпинговых расследований.
Нынешние позиции отечественных металлургических компаний ослабил и тот факт, что в то время позиции самих компаний-экспортеров были разными. Самым ярым противником подписания Всеобъемлющего соглашения был Новолипецкий меткомбинат (НЛМК), у которого основным экспортным продуктом, поставляемым в США, был горячекатаный лист. Позиция другого ведущего экспортера - ОАО "Северсталь" - была другой. Компания сразу согласилась на соглашение, так как поставляла в США самый широкий спектр металлопродукции.
Сейчас разные комбинаты оценивают соглашение по-разному. "Северсталь" считает, что соглашение позволило избежать антидемпингового расследования и дало стабильный доступ на американский рынок. Поэтому главная проблема - это постоянно корректировать во время совместных межгосударственных заседаний условия поставок. НЛМК же требует от правительства сделать все возможное, чтобы пересмотреть Всеобъемлющее соглашение или даже выйти из него.
Что же касается непосредственно переговоров по соглашению, то, по оценке начальника бюро урегулирования торговых споров ОАО "Северсталь" Александра Туманова, возможность пересмотра соглашения маловероятна. Дело в том, что в рамках соглашения предусмотрено ежегодное трехпроцентное автоматическое увеличение поставок, и вдобавок еще 3% прибавляются, если на американском рынке не происходит резких колебаний спроса.
Американская сторона считает, что для россиян этого достаточно. Поэтому главная возможность увеличения экспорта заключается в корректировке цен на российскую продукцию. Вторая возможность - это обмен одних квот на другие. Например, в рамках соглашения могут быть востребованы квоты, которые не используются по другим видам товаров. Кроме того, можно включить в соглашение новые сорта стали и уменьшить количество требуемых лицензий.
По всей видимости, американской стороне придется дать добро на снижение минимального порога цен на российскую металлопродукцию. В противном случае, считают эксперты металлургических компаний, соглашение по квотированию российского стального экспорта будет признано недействительным.