Разве реструктуризация РАО "ЕЭС" уже началась? Фото Владимира Захарина |
ВЕСЬМА странный с точки зрения сохранения собственного имиджа шаг сделало на днях руководство компании РАО "ЕЭС России". Миноритарным акционерам, активно выступающим против разработанной под руководством Анатолия Чубайса программы реформирования электроэнергетической монополии, дали понять, что их претензии будут выполнены ровно в том объеме, в котором считает нужным это сделать топ-менеджмент РАО. Как заявил в минувшую субботу заместитель председателя правления компании Валентин Завадников, компания считает, что и так уже много сделала для своих акционеров: предыдущий вариант концепции реформирования электромонополии изменен на треть, создан специальный совет под руководством Анатолия Чубайса.
Не менее оригинально руководство компании подошло к выбору средств защиты от возможного возобновления критики программы реформирования со стороны миноритарных акционеров. Руководство компании поспешило напомнить мелким акционерам, что стратегические инвесторы и население имеют не меньше прав, чем они.
Однако, как полагают эксперты, очень велика вероятность того, что именно население в первую очередь пострадает от реализации планов Анатолия Чубайса. Эксперты считают, что выбранная руководством компании стратегия не только не ведет к выполнению двух главных задач - снижению стоимости электроэнергии и решению проблемы обновления основных фондов компании, но, напротив, может привести к резкому повышению тарифов на электроэнергию и снижению предложения электричества на рынке.
Напомним, что основной причиной для разработки программы реформирования был назван небезосновательный тезис о том, что примерно к 2005 году в стране может появиться дефицит электроэнергии. Объясняется это двумя факторами - старением основных фондов и начавшимся ростом производства. Однако есть основания полагать, что к обозначенному выше времени отечественная электроэнергетика (эффективность которой Анатолий Чубайс, судя по тексту концепции реформирования, хочет повысить прежде всего за счет передачи многих объектов в частные руки) не успеет перестроиться. Ведь только на первый этап (а всего их пять), больше связанный с созданием необходимой законодательной базы, по расчетам самих же электроэнергетиков, предполагается потратить 1-2 года.
Наибольшие проблемы в электроэнергетике могут появиться на 4-м и 5-м этапах реформирования, когда, собственно, и начнется передел структуры собственности в генерирующих компаниях.
Парадокс ситуации состоит в том, что к моменту реализации этих этапов произойдет четкое разделение генерирующих объектов на рентабельные и безнадежно устаревшие. В результате, если основываться на нормальной логике инвестора (даже предполагая, что руководству РАО удастся добиться отмены такого нерыночного фактора, как определение тарифов федеральными и региональными чиновниками), весь поток потенциальных капиталов может сконцентрироваться на новых и/или на модернизированных энергообъектах. В результате не будет достигнута главная цель идеологов реформ - обновление основных фондов на стареющих электростанциях. Кроме того, выпадение части мощностей может привести к дефициту электроэнергии гораздо раньше 2005 года.
На этом фоне говорить о каком-то снижении тарифов просто не приходится. В условиях очевидного дефицита электроэнергии в связи с выпадением генерирующих мощностей ни один прагматичный хозяин электростанции не будет снижать тарифы. Напротив, дабы побыстрее окупить свои инвестиции в электростанции, он начнет взвинчивать цены - очень сомнительно, что привыкших к легким деньгам финансистов остановят какие бы то ни было претензии как со стороны населения и предпринимателей, так и со стороны государственных чиновников.
Все это заставляет думать о реальных трудностях развития отечественной промышленности. Если нынешнему руководству РАО все-таки удастся продавить свой план реструктуризации компании, то экономический рост в нашей стране остановится очень скоро. Как известно, в период хаоса во время передела собственности (а это неизбежно при передаче части мощностей РАО в частные руки) надеяться на какое бы то ни было наращивание производства просто не имеет смысла.
Экономически сомнительный план реструктуризации компании в настоящее время могут спасти лишь политические козыри, которых главе РАО не занимать. До сих пор ему не без успеха удавалось уклоняться от критики как министерств, так и губернаторов.
Поначалу у многих сложилось впечатление, что план реструктуризации единогласно поддерживают не только регионы, но и правительство. Позднее стало понятно, что это не так. Реальную победу Анатолию Чубайсу теоретически мог бы обеспечить Кремль. Однако и здесь все не так просто.
Фактически год назад глава РАО ухитрился поставить руководителя президентской администрации и одновременно председателя совета директоров энергомонополии Александра Волошина в неловкое положение. Дело в том, что, как полагают эксперты, после проведения поправки об изменении порядка назначения и отставки главы компании должны были состояться его перевыборы. Однако сделано этого не было.
В то же время, по мнению некоторых миноритарных акционеров, по американскому законодательству, под юрисдикцию которого может попасть РАО, работающее на рынке АДР, за действия, расходящиеся с нормами права, должны отвечать члены совета директоров компании, которые не возражали против фактической отмены перевыборов.
До сих пор Александр Волошин не разъяснил своей позиции. С одной стороны, он не слишком возражал против деятельности нынешнего менеджмента компании. А с другой - в разгар скандала с миноритарными акционерами РАО не слишком стремился защищать Анатолия Чубайса. Впрочем, как полагают эксперты, подобная позиция может объясняться тем, какое сопротивление встретил глава президентской администрации в "Газпроме", куда его, по слухам, настойчиво сватали.