Стоимость российских предприятий сейчас в десять раз занижена. "К примеру за 10 долларов можно купить те акции, которые реально стоят 100". Так считает Стюарт Нонтон - один из руководителей и партнеров "ПрайсвотерхаусКуперс" - компании, которая является ведущей в мире по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг. На нее работает 150 тыс. человек в 150 странах мира. Сейчас "ПрайсвотерхаусКуперс" активно действует на российском рынке. С 24 по 25 мая ею была проведена конференция с участием крупнейших российских компаний на тему: "Как повысить стоимость вашего бизнеса?"
Как сказал Стюарт Нонтон, у крайне низкой недооценки российских предприятий - 6 - 15% их стоимости - есть одна главная причина - высокие риски. Ни один западный инвестор не хочет оказаться в ситуации, когда, купив акции российского предприятия, он на следующее утро узнает, что они ему не принадлежат, или это не те акции, или они вообще не были предоставлены. Эта неуверенность в правах собственности приводит к тому, что российские активы сильно недооцениваются.
Сложившуюся ситуацию, по мнению руководителей этой консалтинговой компании, может исправить совершенно новое построение коммерческой деятельности. Речь идет о появившейся на Западе 20 лет назад концепции повышения стоимости бизнеса, когда предприятия ориентируют свою деятельность прежде всего на повышение корпоративной стоимости. Причем, по мнению экспертов из "ПрайсвотерхаузКуперс", Россия в этом отношении находится в выигрышном положении, так как может использовать наработки, давно применяемые и "обкатанные" на Западе.
Встает вопрос, что такое корпоративная стоимость? По оценке партнера "ПрайсвотерхаусКуперс" Яна Каумана в нее входят не только стоимость акций, помноженная на их количество (рыночная стоимость), но и потоки денежных средств и их учет (прозрачность), телекоммуникационное обеспечение, инвестиционная привлекательность, наличие перспективных проектов. Существуют разработанные и апробированные не только в западных, но и в российских компаниях методы повышения этой стоимости. К основным из них относятся создание долговременной стратегии развития, совершенствование бухучета (приведение его в соответствие с международными нормами) и повышение финансовой прозрачности. Кроме того, компании, если они хотят повысить свою стоимость, должны реструктурировать филиалы, оптимизировать исчисление налогов и взаимоотношения с инвесторами. Заключительными мерами являются: создание положительного имиджа фирмы и обеспечение ликвидности ценных бумаг. По оценкам экспертов, на осуществление этих шагов уйдет минимум 3 - 4 года, но в итоге компания, проделавшая эти операции, привлечет инвестиции и увеличит стоимость своих акций.
Интересно и отношение руководителей "ПрайсвотерхаусКуперс" к своей работе. Как выразился Стюарт Нонтон, "в России мы чувствуем себя миссионерами, которые должны донести эту идею до людей". Причем российские компании подвергаются этому воздействию весьма охотно. В беседе с корреспондентом "НГ" он сообщил, что первоначально планировалось пригласить для участия в конференции 60 представителей компаний, а в итоге их оказалось 120. В то же время, по словам Нонтона, в осуществлении программы повышения стоимости компаний есть и определенные трудности. Консультируя по вопросам налогообложения и повышения финансовой прозрачности, он столкнулся с тем, что, следуя всем инструкциям Налогового кодекса, российские фирмы просто "вылетят в трубу". С другой стороны, чтобы быть привлекательными для иностранных инвесторов и иметь возможность размещать свои акции на международных рынках, российские компании должны быть абсолютно прозрачными. В результате им приходится балансировать между финансовой открытостью и грозящим из-за этого начислением неподъемных налогов.