Генрих Войтоловский. |
- ГЕНРИХ КОНСТАНТИНОВИЧ, во время пребывания в Мурманске президент Владимир Путин провел совещание по проблемам развития Северного морского пути и экономического освоения Арктики. Являются ли эти вопросы элементами долговременной политики государства по представлениям президента?
- Внимание к проблемности сегодняшней морской деятельности, во-первых, связано с глубоким кризисом всех ее отечественных видов, а во-вторых, успешная морская деятельность, морская мощь государства - основа национальной безопасности России, важнейший признак принадлежности нашей страны к великим державам. Кстати сказать, этот фактор всегда воздействовал на руководителей нашего государства, обращая их внимание к процессам развития отечественной морской деятельности.
Северный морской путь - ведущее звено федеральной программы "Мировой океан". Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
Однако даже в 70-е годы, когда присутствие Советского Союза в Мировом океане достигало во всех отношениях максимума, а отечественная морская деятельность - расцвета, ее развитие осуществлялось без каких-либо целостных, общих для всех видов океанопользования концепций, доктрин или стратегий. Причина такого развития заключалась в недооценке необходимости единого общегосударственного управления и регулирования всех видов морепользования в совокупности. Дело в том, что наряду с ярко выраженной спецификой каждого из видов морской деятельности все они объективно объединяются и обусловливаются единством и особой природой морской среды как единственного базиса производственного (транспорт, рыба, нефть, минералы) и другого использования (ВМФ), сходностью инфраструктуры обеспечения (порты, связь, судоремонт, верфи), общей научной основой, идентичным профессионально-квалификационным составом кадров.
Ведомственный подход к освоению океанских пространств и ресурсов неизбежно приводил к противоречиям и конфликтам между различными отраслями морского хозяйства. Эта конфликтность усилилась в первой половине 90-х годов и от непродуманной приватизации основных фондов большинства отраслей морского хозяйства. Именно это вызвало необходимость, побудило к разработке и принятию на самом высоком государственном уровне сначала Концепции ФЦП "Мировой океан" (одобрена Указом президента Российской Федерации # 11 от 17 января 1997 года), а затем и самой федеральной программы развития отечественной морской деятельности (утверждена постановлением правительства страны # 919 от 10 августа 1998 года), государственным заказчиком-координатором которой до 17 мая 2000 года (даты выхода Указа президента России # 867, которым утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти) являлось Министерство экономики Российской Федерации.
- Наша газета, в том числе на страницах "Независимого военного обозрения", неоднократно рассказывала о различных проблемах в реализации морской политики России. Понятно, что Владимира Путина в Мурманске интересовали важные проблемы, связанные с Мировым океаном, Арктикой, Северным морским путем. В чем сущность этих проблем?
- Я полагаю, что внимание главы государства к арктической зоне России не случайно. Север, Арктика, Сибирь, Дальний Восток всегда были общегосударственной проблемой. В последние 10 лет эта проблемность только усилилась из-за смещения нашей и без того северной страны еще более на северо-восток Евроазиатского континента, в его самый холодный угол. В результате значительные пространства Российской Федерации, и особенно ее арктические регионы, оказались менее всего адаптированы к переходу экономики на рыночные условия. Их положение резко ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов, резкого сокращения дотирования производства, абсолютно неприемлемой налоговой политики, специфики инфляционных воздействий и других причин, характерных вообще для "северов", где постоянно требовались большие объемы оборотных средств (из-за концентрации производства с длительным циклом, сезонного завоза грузов и др.).
- Что собой представляет сейчас Северный морской путь? В чем состоят проблемы его использования и развития?
- Северный морской путь - это громадный ледокольный флот, каким не обладает ни одна страна мира, флот, обеспечивающий связь всех континентов между собой. Это более сотни мест портового базирования с уникальной инфраструктурой, сочетающей взаимодействие морской и речной составляющих уникальной арктической транспортной системы. Сама транспортная система обеспечивает жизнедеятельность 27 северных субъектов Российской Федерации, экономическую безопасность проживающего в них почти двенадцатимиллионного населения, трудозанятость значительной его части, возможность вовлечения в народнохозяйственный оборот добываемых в арктической зоне металлов, нефти, газа, леса, рыбы и других сырьевых ресурсов. В перспективе громадную роль в пополнении бюджета страны может сыграть обеспечение нашим государством международного транзита Северным морским путем.
Таким образом, в использовании в народнохозяйственных целях арктических территорий и акваторий, реализация коммуникационных возможностей играет исключительную роль и имеет стратегическое экономическое и военное значение. При этом не могу не отметить, что зачастую, говоря о СМП, подчеркивают, например, что эта транспортная магистраль почти вдвое короче, чем путь от Мурманска до Владивостока через Суэцкий канал и Индийский океан. При этом, как правило, не раскрывают его роли в обеспечении функциональной целостности страны и геополитического значения для России.
Географическая защищенность СМП может сделать его крайне привлекательным и в случае возникновения крупных международных конфликтов вдоль южного побережья Евразии, а также при дальнейшем нарастании пиратства в морях Юго-Восточной Азии.
- Имеется ли под всем этим какая-либо идеология, доктрина, концепция, стратегия?
- Исключительно важную роль для жизнеутверждения в Арктике имеет постановление правительства # 198 от 7 марта 2000 года, утвердившее "Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера в новых экономических условиях", разработанную Государственным комитетом Российской Федерации по делам Севера.
Будущая идеология дальнейшего освоения АЗР в первую очередь нацелена на обеспечение геополитических интересов нашей страны при устойчивом развитии экономики этой зоны, поддержание жизнеобеспечивающих функций полярной части биосферы на основе экологизации всех видов деятельности, создание благоприятных условий для жизни населения, особенно для коренных малочисленных народов.
Именно такие идеологические соображения будут заложены нами и в проект "Стратегии хозяйственного освоения Арктики", если Министерство экономического развития и торговли, которому передали функции Госкомсевера РФ, разработку такого документа в этом году поручит СОПС.
- Но, видимо, для широкого освоения ресурсов и пространств АЗР развития одного СМП недостаточно.
- Естественно, что реализация любых геополитических интересов России в Арктике возможна только на базе стабильного развития арктических прибрежных районов во взаимосвязи с непосредственно прилегающими к ним более глубинными территориями Европейской части, Сибири, Дальнего Востока. Вот почему для четкого видения проблем устойчивого развития Арктики необходимы обоснованные прогнозные оценки природного, демографического, транспортно-географического и экологического потенциала всего этого региона, а точнее, всех этих регионов. Кроме того, развитие АЗР определяется и мировыми экономическими, экологическими и геополитическими тенденциями, поэтому также актуальны прогнозы развития мирохозяйственных связей, оценки потенциальных возможностей мировой ресурсной базы, которые мало-помалу сокращаются повсеместно. Кроме Севера.
Для промышленного освоения Севера нужна мощная инфраструктура и развитые технологии. По-видимому, в первую очередь надо сосредоточиться на СМП, так как без расширения навигации Арктика останется "вещью в себе". Дальнейшее развитие СМП - дело весьма перспективное, хотя и недешевое. Однако альтернатив ему нет, тем более когда речь идет о сочетании широтной арктической магистрали с ее природными меридиональными речными ответвлениями. СМП - ключевой элемент формирования арктической инфраструктуры, без отладки которой инвестиции в Арктику не пойдут.
Для того чтобы эта география водных путей превратилась в их экономику, необходимо прямое государственное участие в освоении Арктики. Конечно, в силу объективных причин государству очень трудно выйти за рамки поддержки развития арктической инфраструктуры. Однако уже и это немало: развитие "арктического" производства становится конкурентоспособным, закрывается проблема транспортных коммуникаций, открывается подход к решению многих международных вопросов и к ряду крупнейших инвестиционных проектов.
Фактор государственного регулирования, государственной поддержки должен стать важным элементом национальной стратегии развития производительных сил Арктики сейчас, в ближайшей и дальней перспективе. Завершая разговор на эту тему, не могу не отметить, что не случайно, а именно целенаправленно во всех 10 подпрограммах ФЦП "Мировой океан", утвержденной постановлением правительства РФ в августе 1998 года, госзаказчиками которых являются многие министерства и ведомства, ответственные за развитие морской деятельности России, имеются специальные арктические и северные акценты.
- Является ли ФЦП "Мировой океан" универсальным документом, направляющим развитие всей морской деятельности нашей страны и во всех ее регионах, в том числе и в Арктике?
- К сожалению, ФЦП "Мировой океан" при всех ее достоинствах и уникальности не является доктринальным документом. И ее выполнение целиком зависит от финансовых возможностей государства и отношения руководителей министерств и ведомств, участвующих в программе, предприятий, фирм, их объединений, заинтересованных в осуществлении программных мероприятий.
Для достижения поставленных в рамках программы целей по обеспечению скоординированной активной деятельности России в Мировом океане с учетом ее национальных интересов и необходимости комплексных мер по усилению ее морской мощи требуется четкое согласование планируемых программных мероприятий с официально принятыми доктринальными положениями долговременной государственной политики в сфере морской деятельности. Отсутствие в настоящее время законодательно утвержденной Морской доктрины России требует ее разработки в кратчайшие сроки, что вполне может быть осуществлено на базе материалов программы. В соответствии с указом президента России от 4 марта нынешнего года Морская доктрина РФ будет разработана в этом году.
В настоящее время в правительственных кругах подготавливается соответствующее постановление и разрабатывается план мероприятий по реализации этого указа главы государства. План нацелен не только на разработку Морской доктрины - он предусматривает и такие акции, как усиление государственной поддержки развития всех видов отечественной морской деятельности. В нем особый акцент делается на укрепление береговой инфраструктуры, на широкое привлечение для этого различных видов государственных и негосударственных средств, образование специальных фондов, укрепление морского законодательства страны, на придание ФЦП "Мировой океан" статуса президентской и многое, многое другое, способствующее развитию нашей морской деятельности. Достаточно сказать, что только одно принятие такого документа, как Морская доктрина, в корне изменит ведомственный подход к решению проблем укрепления морской мощи России и обеспечит устойчивое развитие каждой ее составляющей в самых различных районах страны. Такая доктрина даже в условиях ограниченного финансирования станет действенным инструментом общегосударственной системы регулирования и управления морской деятельностью государства, гарантом решения целей и задач, поставленных программой, и будет во многом способствовать достижению общесистемного экономического эффекта в обеспечении национальных интересов России в Мировом океане в целом, а также содействовать укреплению международного авторитета нашего государства как великой морской державы в условиях рыночных отношений. Системный подход к развитию всех видов морской деятельности неизбежно требует государственного регулирования, даже управления ими.
Не исключено, что ФЦП "Мировой океан" будет расширена и даже в самое ближайшее время, например, за счет включения еще одной подпрограммы - "Развитие Северного морского пути". Во всяком случае, мне известно, что губернатор Красноярского края Александр Лебедь, президент Якутии Михаил Николаев и глава администрации Мурманска Юрий Евдокимов обратились к президенту России с таким предложением.
Для успешного социально-экономического развития Российской Федерации в целом и всех ее прибрежных и внутриконтинентальных регионов неизбежна и необходима ее многосторонняя деятельность в Мировом океане. Понимание этого определяет будущее нашей Родины, ее место и роль не только в XXI веке, но и последующие периоды, саму возможность благополучной жизни народов России в целом и надолго.